Фото: Холида Мусулмон
Если люди не удивляются в музее, они его забывают
Основатели дома-музея тыквы — о своей работе
Дом-музей тыквы в Ташкенте работает почти 20 лет. Его основали бывшие педагоги Бахтиёр и Дильдора Пулатовы. Здесь представлены свыше 50 видов тыкв, проводятся мастер-классы и кукольные спектакли. «Газета.uz» поговорила с супругами о создании музея, его услугах и работе с особенными детьми.
Дом-музей тыквы в Ташкенте работает почти 20 лет. Его основали бывшие педагоги Бахтиёр и Дильдора Пулатовы. Здесь представлены свыше 50 видов тыкв, проводятся мастер-классы и кукольные спектакли. «Газета.uz» поговорила с супругами о создании музея, его услугах и работе с особенными детьми.
О музее тыквы в Ташкенте знают немногие. Старинный дом, ярко украшенный расписными плодами и куклами ручной работы, находится по адресу Султония, 62 в Мирзо-Улугбекском районе. Вход в музей сторожит соломенный верблюд, а его тыквенная наездница встречает гостей улыбкой и дружественным поклоном, приглашая ступить за порог обвешанных тыквами ворот.
Основали музей прирождённые педагоги Бахтиёр и Дильдора Пулатовы. До этого глава семьи работал учителем физики в школе №65 Мирзо-Улугбекского района, его супруга преподавала математику.

Изначально тыкв в музее не было. Экспозиция состояла из антиквариата, который Бахтиёр Пулатов всегда очень любил и собирал много лет. Старинные вещи находил случайно, скупал у знакомых и на барахолках.
«Я Дильдоре Рахимовне ничего не говорил. У меня были свои сбережения», — вспоминает Бахтиёр-ака.

Так в середине нулевых одну из семи комнат сегодняшнего музея обставили предметами старины: утюгами, лампами, кувшинами, строительными инструментами. По словам Дильдоры Пулатовой, люди стали добровольно приносить вещи для музея и оставляли их под дверями. Некоторые из дарителей так и остались неизвестными.
«Мы показывали, как всё это работало: утюги, рубанок, пила; как люди жили до появления электричества, — отмечает Бахтиёр Пулатов. — В других музеях всё под стеклом, ничего трогать нельзя. А у нас музей интерактивный».

Однажды посетители музея подарили супругам четыре тыквы. Сначала их выставили в качестве экспонатов, но гости Пулатовых рассказали, что семена плодов можно выращивать. Так пара увлеклась растениеводством.
реклама
реклама
Пулатовы выращивают съедобные и декоративные виды тыкв прямо в огороде музея. К посадке готовятся весь год: проращивают семена, рассаду сажают в предварительно обработанную и подкормленную почву. Урожай собирают осенью. Чтобы получить интересные формы плодов, иногда на них надевают баклажки. Есть даже экземпляры, выросшие в сапогах.

«В древности такие тыквы использовали в качестве посуды, — рассказывает Дильдора Пулатова. — При бережном использовании сосуды из тыквы могут храниться сотни лет».
Сегодня в доме-музее насчитывается более 1000 тыкв 50 сортов. Среди них есть и исчезающие виды. Дильдора-опа отмечает, что знакомить посетителей с редкими сортами — одна из целей Пулатовых.

Название необычному месту придумали гости супружеской пары.

«Люди везде публиковали фотографии и говорили, что это дом-музей тыквы. Мы говорим, что народ сам дал нам название», — рассказывает Бахтиёр Пулатов.
Супруги используют тыквы для создания кукол и предметов декора. В мастерской при музее расписывают плоды, рисуют на них, шьют куклам одежду.

По словам Бахтиёра Пулатова, тыквы сами выбирают себе рисунок. Форма плода диктует, станет ли он подвесным украшением, марионеткой или каким-то героем.

«Это как создание нового человека. Отдельное искусство, — говорит Бахтиёр-ака. — Одну тыкву можно расписать за три-четыре дня, другую — за четыре года. Когда-то я долго не мог придумать рисунок для одной тыквы. А потом жена отправила на базар за картошкой, и я там увидел одного палвана, его глаза, усы — и так вдохновился! Пришёл домой и сразу стал рисовать».
Пулатовы считают, что знакомят посетителей с узбекской культурой. Кроме кукол, предметов старины и строительных инструментов, хранители музея располагают музыкальными инструментами и национальной одеждой. Только в отличие от других музеев, здесь всё можно взять в руки, примерить, самому стать мастером по изготовлению кукол, построгать доски рубанком, поиграть на дойре или таре.

«Мы хотим, чтобы люди всё сами пробовали, потому что так они удивляются, что тоже умеют пользоваться этими вещами. Удивление остаётся в памяти. Они уходят и запоминают нас. А если удивления нет, люди забывают музей», — считает Бахтиёр Пулатов.
реклама
реклама
Для посетителей музея составлена специальная программа. В первых комнатах гостям показывают тыквенных кукол с человеческий рост, марионеток. Затем Бахтиёр Пулатов знакомит посетителей со звуками дойры, рубаба, тара и дутара. Поскольку большинство гостей — малыши, им рассказывают, как изготавливаются эти инструменты, из каких деталей они состоят.

«Всё это показываем, потому что наши музыкальные инструменты тоже исчезают, — говорит Бахтиёр-ака. — Сейчас все артисты на флешках. Мы восстанавливаем ценность. Если не учить молодых, всё это исчезнет. Мы всему даём вторую жизнь».
Супруги показывают детям кукольные спектакли, поставленные по узбекским народным сказкам, играют с ними в групповые игры, танцуют под песни народов мира. По словам Дильдоры-опы, программа отнимает у пенсионеров силы, поскольку они вкладываются в работу полностью.

«Надо много сил, чтобы прыгать и танцевать с детьми, — говорит она. — Но нам не сложно работать с детьми. Мы можем сразу определить их характер, нам легко найти с ними общий язык».
Важное место в жизни Пулатовых занимают особенные дети. Супруги сотрудничают со специализированной школой-интернатом №105, где учатся дети с отставанием в умственном развитии. Сотрудники учреждения регулярно приводят школьников на экскурсии в музей тыквы. Пулатовы проводят для малышей мастер-классы, а по праздникам ходят к учащимся в гости. На Новый год Бахтиёр Пулатов надевает костюм Деда Мороза, детям показывают новогодние представления. Подарки покупают на средства Ташкентского государственного аграрного университета — попечителя спецшколы №105.

По словам Дильдоры-опы, супруги с самого основания музея работали с детьми. Сначала это были воспитанники детских домов, в том числе специализированных учреждений для детей с инвалидностью. До карантина педагоги принимали учащихся спецшколы №101 для слабослышащих детей. Работать с ними приходилось с помощью сурдопереводчика.

«Потом у них старые учителя ушли на пенсию, а новые о нас не знают», — говорит Дильдора-опа.
Бахтиёр Пулатов отмечает, что в силу своих особенностей учащиеся школы №105 иначе воспринимают искусство, красоту и мир. Они могут внезапно запеть, проявить радость.

«Наш музей они понимают лучше, — поясняет Дильдора-опа. — У нас дети могут руками что-то сделать на мастер-классах. Так у них развивается моторика, а, значит, и мозг будет работать лучше».
реклама
реклама
Деньги с интерната за проведение мастер-классов и расходные материалы Пулатовы не берут. Дильдора-опа говорит, что это невозможно.

«Наша обязанность — это не разбогатеть. Мы же бывшие учителя. Так мы вносим свой вклад в развитие особенных детей, — добавляет она. — Сейчас в некоторых школах такие дети учатся вместе со здоровыми. Раньше мы их разделяли. Может, инклюзивность — это сложнее, но она учит других детей уважать особенных, развивает в них сострадание и стремление помогать. Когда их разделяют, здоровые дети по-другому смотрят на особенных, боятся их».

По окончании учебного года спецшкола отмечает день труда, который не проводят в других школах. Мастер-классы музея и сам принцип его работы может облегчить выпускникам школ выбор профессии, считает Дильдора Пулатова.
Платные мастер-классы для взрослых и детей от трёх лет в музее тоже есть. Их супруги проводят по предварительной записи. В группе могут участвовать до 30 человек. Помимо росписи декоративных тыкв, участники могут создать объёмные композиции в рамках. Стоимость мастер-класса от 10 до 40 тысяч сумов.

Кроме того, посетителей угощают чаем и сладостями. В музее можно приобрести сувениры — расписные тыквы, декоративные панно и керамические магниты. Их супруги тоже изготавливают самостоятельно.
Ежегодно дом-музей тыквы посещают около 3000 человек. Место популярно среди туристов. В будние дни музей работает с 10:00 до 18:00, по выходным — с 11:00 до 17:00.
Автор фотографий: Холида Мусулмон / «Газета.uz».
Автор текста: Умида Эргашева / «Газета.uz».
Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию «Газета.uz». С условиями использования материалов, размещенных на сайте интернет-издания «Газета.uz», можно ознакомиться по ссылке.

Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz

Made on
Tilda