фото: мадина аъзам
«Хочу, чтобы люди были добрее»
История Навруза — тигра Ташкентского зоопарка
В Ташкентском зоопарке уже восемь лет живёт тигр по кличке Навруз. Он родился в Москве 10 лет назад. Жизнь полосатого выдалась несладкой: он пережил расставание с женой и дочкой, а ещё лишился зуба. Навруз поделился своей историей с «Газетой.uz» и передал одну просьбу её читателям.
В Ташкентском зоопарке уже восемь лет живёт тигр по кличке Навруз. Он родился в Москве 10 лет назад. Жизнь полосатого выдалась несладкой: он пережил расставание с женой и дочкой, а ещё лишился зуба. Навруз поделился своей историей с «Газетой.uz» и передал одну просьбу её читателям.
Меня зовут Навруз. Я живу в Ташкентском зоопарке. Имя и место жительства у меня не первые. Когда я родился, меня назвали Диким. На свет я появился 19 августа 2014 года в Москве. В полтора годика переехал в Ташкентский зоопарк. Вместе с пропиской изменилось и моё имя.
При переезде животных зоопарка помещают на карантин на 20-120 дней. Как нас уверяют, это нужно для того, чтобы новенький не заразил других, если вдруг привёз с собой какую-то болячку или не смог адаптироваться на новом месте и заболел. В Ташкенте я пробыл на карантине минимальные 20 дней.

С разрешения ветеринарного отдела накануне главного праздника весны меня выпустили в открытый вольер. В честь этого радостного события заведующий научно-просветительским отделом нашего зоопарка Владимир Голованов предложил назвать меня Наврузом, и вот уже восемь лет все зовут меня так.
реклама
реклама
В зоопарке, помимо меня, живёт ещё четыре тигра. Зная, что по природе мы одиночки, руководство выделило каждому свой вольер — за что я им весьма признателен. Теперь слева я соседствую с белым бенгальским тигром, которого в 2022 году привезли из ОАЭ. По паспорту его зовут Фараон, но сотрудники кличут его Фуфуней. В прошлом году ему привезли компаньона из Южной Африки.
«Это я жду Азию»
Моя соседка справа — амурская тигрица Дарья. У неё есть подруга Азия. Она моя ровесница и родилась в стенах этого зоопарка. Нас с Азией поместили в одном вольере, чтобы мы принесли потомство. Надо признаться, это не первый мой брак. Раньше я жил с Майей, с которой мы познакомились в декабре 2017 года. В апреле следующего года у нас родилась дочь Индира. Но моих девочек перевели в другой зоопарк. Что поделать — таков закон зоопарков и судьба его обитателей.
Кстати, у тигров браки среди родственников строго запрещены. Избежать таких союзов позволяют наши паспорта. В документе указывается вся наша родословная и предыдущие места жительства. Паспорта ведёт Евроазиатская региональная ассоциация зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА). Заглянув в документ, можно увидеть родословную каждого тигра. К примеру, если бы Азия была моей родственницей, нас, естественно, не поженили бы. Тогда специалисты нашего зоопарка через базу ЕАРАЗА привезли бы мне другую жену.

Людям свойственно полагаться на бумажки. Мы же обладаем особым чутьём: в момент знакомства я сразу почувствую, что передо мной родственник, и другой тигр тоже это поймёт. Мы можем играть вместе, но о том, чтобы стать парой даже не задумаемся, поскольку родственные браки не дают здорового потомства.
реклама
реклама
Зачастую посетители нашего зоопарка ведут себя неподобающе: громко кричат, стучат руками по решёткам и поднимают шум, бросают в клетку пластиковую посуду, игрушки и другие предметы, которые они принесли с собой в зоопарк. Иногда умудряются кидать мусор. Но так делать нельзя! Вот недавно в вольер слонихи Путри бросили сухарик, она из любопытства его съела. Потом несколько дней ей нездоровилось.

Иногда люди жалуются руководству зоопарка: «Почему эти тигры не играют и не прыгают?» Уважаемые посетители, мы — живые существа. У каждого из нас есть свой характер, свои мысли и чувства. У нас может быть плохое настроение. Мы, как и вы, делаем то, что хотим и что считаем нужным. Мы появились на свет не для того, чтобы потакать вашим капризам. Не нужно нас дразнить и пытаться выманить. Это так же бессмысленно, как и просить руководство устроить вам спектакль с нашим участием. Неужели человек, будучи самым разумным существом на земле, не может понять столь простых вещей?
Мы, тигры, активны ночью, потому пищу принимаем преимущественно после восьми вечера, когда заканчивается рабочее время. Рабочий день в зоопарке начинается в девять утра. В течение дня мы перевариваем съеденное, снимаем усталость и много спим. Эта черта присуща почти всем кошкам. Но люди, у которых дома живут такие же коты-лежебоки, приходя к нам в дневное время, возмущаются: «Он спит, потому что без сил». Но мы же кошки — только большие, потому и любим отдыхать. А если мы бодрствуем и гуляем по вольеру, посетители «беспокоятся», что мы проголодались и кидают нам вредную пищу. Мы из интереса, конечно, понюхаем ваше «угощение», но потом вы будете клеветать, что нас не кормят.
Тех, кого беспокоит наше питание, могу успокоить — едим и пьём мы очень хорошо. В Ташкент я приехал будучи подростком, которому ещё не исполнилось и двух лет. Мой вес составлял всего 155 кг. В первые дни пребывания в зоопарке мне давали по 7-8 килограммов говядины в день. Сейчас я вешу 280-290 кг. Зимой мой суточный рацион достигает 12 кг мяса, а летом — 10 кг.

Если вам интересно, ем ли я что-нибудь, кроме говядины, скажу прямо: мне вообще без разницы, какое мясо окажется в моей тарелке. Будь то говядина, курица или кролик — я с удовольствием их съем. Но поскольку наши предки, жившие в самом сердце леса, охотились на крупных рогатых животных, руководство парка кормит нас отборной говядиной — чему я, конечно, очень рад.

Знаю, люди часто говорят, что все зоопарки нужно закрыть, а нас выпустить на волю. Но я не умею охотиться. Что со мной будет в лесу? Меня ведь никто не учил этому. Скорее, в зоопарках нужно улучшать условия жизни животных. Но на воле мы не выживем и будем искать людей.
Летом я люблю купаться, потому что очень уж у вас жарко. Ещё мне нравится и играть. В углу моего вольера можно заметить зонтик. Под ним находится небольшой деревянный топчан. Вообще его смастерили, чтобы я мог отдыхать с комфортом. Однажды я чересчур увлёкся игрой и клыками ухватился за доску. Будь она проклята! Она оказалось такой тяжелой, что вырвала мой зуб правой нижней челюсти и сломала верхний. Чего только не учудишь по молодости!
Мне нравятся люди, особенно сотрудники зоопарка. Именно они четыре года назад, когда везде стало тихо и безлюдно, ухаживали за нами. Не было ни ропота взрослых посетителей, ни детей. Изредка доносились тоскливый вой волка и протяжный рык льва. По правде говоря, тогда я потерял аппетит. Даже мясо перестало приносить радость. К счастью, наши врачи из ветеринарного отдела заметили, что мне нездоровится, и дали витаминов. Вскоре моё состояние улучшилось, вернулся прежний аппетит, и я снова начал лопать по 10 кг мяса.
Сотрудники нашего зоопарка самоотверженные и преданные своему делу люди. Они по очереди ночевали в зоопарке и ухаживали за нами, хотя всех других людей посадили на карантин. Любовь и забота наших близких — настоящая вакцина от любого вируса и болезни!
реклама
реклама
Сам я нахожусь под постоянным присмотром Азамата Турсунходжаева и зоотехника Джавлона Рихсибоева. Меня вовремя кормят и наводят порядок в моём вольере. Они оба — пример хорошего человека. Вот бы все люди с таким же уважением и любовью относились к нам.
Мне бы хотелось, чтобы все люди были добрее к животным и друг к другу.
Беседовал с тигром Миролим Исаджонов.
Текст написал Мухрим Агзамходжаев.
Перевод с узбекского языка Фарзоны Хамидовой.
Автор фотографий: Мадина Аъзам.

Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию «Газета.uz». С условиями использования материалов, размещённых на сайте интернет-издания «Газета.uz», можно ознакомиться по ссылке.



Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz

Made on
Tilda