Фото: Юрий Артыков / «Газета.uz»

Чудо на ёлке

Три истории о том, как из ваты, тыковок и стекла мастера из Ташкента и Самарканда создают удивительные украшения для новогодней ёлки
Среди новогодних символов ёлочные игрушки на особом счету. Они отвечают за праздничное настроение и связь поколений, хранят светлые воспоминания о родных и детстве. В преддверии Нового года «Газета.uz» поговорила с мастерами, которые создают ёлочные украшения, о вдохновении, творчестве и мечтах.
Среди новогодних символов ёлочные игрушки на особом счету. Они отвечают за праздничное настроение и связь поколений, хранят светлые воспоминания о родных и детстве. В преддверии Нового года «Газета.uz» поговорила с мастерами, которые создают ёлочные украшения, о вдохновении, творчестве и мечтах.
Украшение ёлки — одна из самых добрых новогодних традиций. Многие семьи хранят ёлочные игрушки как семейную реликвию и передают из поколения в поколение. То самое предчувствие чуда, за которое так любят праздник, сильнее всего ощущается в момент, когда с антресолей достаются коробки с гирляндами, бусами, разноцветными шарами и изящными фигурками. Кажется, в них сосредоточено всё волшебство Нового года.

Сегодня на рынке выбор ёлочных игрушек также велик, как и разнообразен по материалам, из которых они изготовлены, формам и стоимости. Значительную долю занимают пластиковые украшения из России, Китая и Турции. Однако даже в эпоху массового производства по-прежнему пользуются большим спросом изделия ручной работы. Мастера создают и расписывают вручную новогодние игрушки из стекла, керамики, дерева, ваты, тыквы и других материалов.

В преддверии Нового года «Газета.uz» поговорила с мастерами Ириной Пшеновой, Мансуром Нуриллаевым и Замирой Ашуровой о том, как создаются игрушки и что стоит за их увлечением.
Ирина Пшенова
Кукла должна «родиться» в моём воображении, прежде чем я оживлю её
Я пробовала себя в разных видах творчества: рисовании, лепке, создании декоративных панно и посуды. Всё это время куклы оставались мечтой — их лепка казалась слишком сложной, и я долго не могла определиться, каких кукол хочу создавать. Однажды случайно наткнулась в интернете на видеоролик о ватных игрушках. Милые и выразительные фигурки детей так меня очаровали, что я сразу загорелась желанием сделать их своими руками. Работа с ватой напомнила любимую лепку и оказалась именно тем, что я искала. Вот уже семь лет я занимаюсь созданием ватных кукол.
Создание ватных игрушек — очень сложный и трудоёмкий процесс. За один день куклу не сделаешь — на каждую уходит не менее двух дней, а сложные работы с большим количеством деталей могут занимать до двух недель.

Всё начинается с проволочного каркаса, который служит основой будущей фигурки. На него слой за слоем наращиваю вату, придаю ей форму, которую фиксирую нитками и клейстером. Постепенно появляются ножки, ручки, одежда. Личики из гипса или глины размером всего 2,5 см расписываю под лупой. После соединения всех деталей фигурка сохнет.

Прежде чем приступить к росписи акриловыми красками, я её рассматриваю, верчу в руках, обдумываю внешность и характер. Заключительный этап — покрытие игрушки лаком, который придаёт блеск и отвечает за прочность.
Кукла должна «родиться» в моём воображении, прежде чем я оживлю её. По этой причине некоторые заготовки могут подолгу храниться в коробке, пока в голове не сложится чёткий образ. В процессе работы нередко добавляются новые детали, меняются черты, и порой рождается совершенно новый персонаж.

Многие мастера, которые тоже пробовали работать с ватой, глядя на мои игрушки, удивляются: «Как тебя хватает? Это ведь требует столько усидчивости и терпения. Вата тянется и липнет ко всему!» А для меня вата — идеальный материал. Благодаря своей пластичности и мягкости она позволяет создавать кукол в самых разных стилях, со своим характером. Игрушки из ваты лёгкие, приятные на ощупь и при этом прочные, долговечные. Процесс их изготовления по-настоящему волшебный: из бесформенного материала «рождается» жизнь.
В основном я создаю детские образы, потому что они получаются добрыми, искренними и наивными. Передавать эмоции детей, будь то счастье, удивление или задумчивость, на миниатюрных лицах — очень увлекательное занятие. К примеру, одна из моих любимых кукол — малыш в костюме зайчика, сидящий на стульчике с подарком. Он получился настолько непосредственным и трогательным, что я не смогла его продать и поселила у себя в мастерской.

Идеи для новых игрушек я черпаю повсюду. Часто прообразами моих кукол становятся реальные или нарисованные дети. Например, играющая во дворе ребятня или малыши с рождественских и пасхальных открыток. В детстве я с удовольствием рассматривала и срисовывала изображения со старых открыток 30-40-х годов моей бабушки, которые дедушка привёз из Германии. Зимние сцены, винтажные костюмы и праздничная атмосфера, изображённые на них, часто находят отражение в моих композициях.

Самое главное в моих работах — это история. Я стараюсь, чтобы каждая игрушка находилась в движении: каталась на коньках, лепила снежки, несла ёлочку или держала пакет с мандаринами и конфетами. Чтобы человек, глядя на куклу, мог додумать продолжение её истории. Поэтому много внимания я уделяю позам и мимике: как повернута головка, куда направлен взгляд, как расположены ручки и ножки.
реклама
реклама
За год я обычно создаю более 200 игрушек, каждый раз стараюсь придумывать новые. При этом я — сапожник без сапог: на домашней ёлке нет ни одной моей игрушки. Каждый год обещаю себе оставить хоть одну, но все разбирают в личные коллекции или в подарок близким. Недавно одна бабушка заказала у меня трёх кукол в костюмах животных, основанных на фотографии её внуков, чтобы они каждый год, наряжая ёлку, вспоминали о ней. Летом я создала семью еврейских ювелиров для заказчиков из Америки, где важно было передать характерные черты внешности и детально проработать инструменты. Мои игрушки разъезжаются по всему миру, их можно встретить в Израиле, России, США, Германии, Англии и т.д.
Стоимость ёлочных игрушек начинается от 300 тысяч сумов. Она зависит от размера и сложности фигурки, количества деталей, времени, которое ушло на работу. Самая дорогая стоила 100 долларов. Это была многофигурная композиция с детьми, смотрящими в витрину магазина. На её создание у меня ушло почти полмесяца, потому что требовалась детальная проработка одежды детей, элементов витрины, мелких аксессуаров.

В новом году хочу попробовать что-то новое — создать интерактивные игрушки с подвижными ручками и ножками. Например, Хоттабыча, который будет вылетать из лампы, Кролика из сказки «Алиса в Стране чудес», держащего в руке парящий воздушный шар, или настенные часы с раскачивающимся маятником. Такая работа потребует больше времени и мастерства, но благодаря ей я развиваюсь.
Я уверена, что авторские игрушки всегда будут востребованы. Они живые, каждая сделана с душой. Это не просто украшение, а часть истории, которая сохраняется на долгие годы. Люди покупают мои работы, чтобы порадовать себя и близких, украсить дом. Помню, как одна покупательница расплакалась, увидев мою работу — брата с сестрой, держащих новогоднюю гирлянду с флажками. «Спасибо за воспоминания», — сказала она, глядя на моих кукол. — «Я вернулась в те времена, когда была маленькой и встречала Новый год с мамой и папой». В такие моменты я осознаю, что мои куклы обладают особой ценностью.
Мансур Нуриллаев
Каждая игрушка особенна тем, что в ней живёт частичка моей души
Я больше 30 лет занимаюсь художественной росписью кожи, бумаги и деревянных изделий в Самарканде, но моей основной деятельностью остаётся роспись декоративных тыкв. Мой дядя, художник Ахмад Умаров, в своё время научил меня этому ремеслу.
Новогодние игрушки из тыквы я начал создавать в 2016 году. Произошло это случайно. Мой друг, ремесленник Хабиб Турдиев, занимается изготовлением расписных ёлочных игрушек из тонкой керамики. Когда я помогал ему с продажами и возил его работы на ярмарки, то 3-4 игрушки из 30 постоянно разбивались. Это расстраивало, учитывая, сколько сил и времени вложено в каждую. Тогда мне в голову пришла идея: почему бы не попробовать сделать игрушки из тыквы? Этот материал не только прочный, но и долговечный — такая игрушка может прослужить более 50 лет.
Для создания ёлочных игрушек я использую особый сорт декоративных тыкв, который называется «нос-ковок». В давние времена такие тыквы использовали в качестве посуды или сосудов для воды. Моя бабушка хранила в них мясо и молочные продукты, заменяя ими холодильник.

Первое время я самостоятельно выращивал тыквы разных размеров и форм на своём участке. Когда дела пошли в гору, договорился с фермерами, чтобы они поставляли мне нужный сорт, если своего урожая будет не хватать. Семена сажаю каждый год в конце марта или начале апреля. Самые маленькие тыквы, размером с грецкий орех, созревают к концу сентября, а большие — в середине или конце октября.

После сбора тыквы должны высохнуть. Маленьким хватает недели при солнечной погоде, большим нужно около месяца. Даже зимой у меня в коридоре «дозревают» несколько штук — одна-две ещё зелёные, остальные уже пожелтели.
Изготовлением игрушек я занимаюсь в своей мастерской около мавзолея Амира Темура в Самарканде. Количество времени, которое трачу на создание одной игрушки, зависит от сложности дизайна и техники. Когда я вырезаю узор или рисую миниатюры, за день удаётся создать одну-две игрушки. Если же наношу орнамент или простой рисунок, то могу сделать до десяти тыкв за день. После росписи необходимо покрыть игрушки лаком и приклеить крепление. В целом, весь процесс занимает около двух дней.
Работа для меня — это отдых. Когда я рисую, то полностью погружаюсь в процесс, он меня очень успокаивает. Порой за созданием игрушек я теряю счёт времени и могу весь день просидеть в мастерской.

Готовые игрушки я представляю на выставках в Казахстане, Таджикистане, Киргизии и России. В Ташкенте мои изделия можно найти на выставках, ярмарках, в галерее Human House и аэропорту. Цены варьируются от 30 до 150 тысяч сумов.
реклама
реклама
За восемь лет работы у меня было немало запоминающихся заказов. В 2019 году официальный дистрибьютор японской компании Toyota заказал у меня 50 тыкв-игрушек с фирменным логотипом в качестве новогоднего подарка для сотрудников. В этом году французские предприниматели приобрели большую партию тыкв для своего магазина в Париже.​​​​​​​​​​​​​​​​

Среди моих изделий мне больше всего нравятся резная тыква с колокольчиком внутри и брелок из расписанного вручную грецкого ореха, которые я впервые начал делать в этом году. В планах на 2025-й — создать что-то вроде матрёшки из тыкв: чтобы они вкладывались одна в другую, комплектом по пять или семь штук.
Знаете, почему авторские игрушки остаются популярными, несмотря на массовое производство? В каждой из них живёт частичка души мастера. Эта теплота привлекает людей. Бывает, создашь игрушку, в которую вкладываешь всего себя, а она может не продаваться два-три года. Потом появляется человек, и ты понимаешь — эта игрушка всё это время ждала именно его.
Замира Ашурова
Ёлочные игрушки — это эмоции и воспоминания о самом детском для всех взрослых празднике
Меня всегда завораживала красота стекла, изготовленного вручную. Ещё студенткой Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзода я могла часами любоваться игрой света и переливами красок в витражах. После выпуска в 2005 году я начала создавать небольшие изделия из стекла. Благодаря своему увлечению познакомилась с художницей Татьяной Зявриной, с которой мы основали студию La Vitrage в 2016 году. Вместе мы создаём как изящные ювелирные украшения, так и монументальные витражные композиции для частных домов и общественных пространств. Десять лет индивидуального опыта каждой из нас слились в общее стремление — развивать и популяризировать витражное искусство в Узбекистане.
Созданием декора из цветного стекла мы начали заниматься в 2006 году. Первыми стали ёлочные игрушки и подсвечники для украшения праздничного стола. В этих изделиях мы старались поймать саму суть волшебства — игру света в цветном стекле, способную преобразить любое пространство. Наши изделия настолько полюбились покупателям, что с тех пор каждый год, начиная с октября, мы занимаемся созданием ёлочных украшений. Обычно к Новому году выпускаем партию из 200 игрушек, а в течение года делаем в среднем 20 изделий — количество зависит от заказов.
Работа над ёлочными игрушками начинается с эскиза будущего изделия на бумаге в натуральную величину, с прорисовкой всех деталей. Вдохновением обычно служат персонажи сказок и герои мультфильмов, различные узоры и силуэты, окружающие нас в жизни. В преддверии 2015 года я воплотила в стекле рисунок своей дочери — чёрного кота. Теперь эта игрушка занимает почётное место на нашей ёлке и в моём сердце.

После того, как эскиз готов, мы выбираем стекло и технику, в которой будем работать. Это может быть классическая техника Тиффани или современный метод фьюзинга (спекание). Минимальное расстояние от идеи до готовой игрушки — два дня.

Техника Тиффани предполагает создание витражей с использованием медной фольги: стеклянные детали вырезаются, обтачиваются для идеального стыка, оборачиваются фольгой, спаиваются и полируются. Метод позволяет сочетать стекла разного качества, текстуры и прозрачности, создавая контрастные эффекты или тонкие градации, что особенно подходит для объёмных изделий с множеством мелких деталей. На создание игрушки простой формы и с небольшим количеством элементов уходит 3-4 часа, а объёмные и сложные работы могут потребовать нескольких дней.

Фьюзинг, или техника спекания стекла, — это более современный метод. Мастера вырезают и подтачивают элементы до нужной формы, а затем собирают композицию, которая отправляется в специальную печь. При температуре 850 градусов происходит спекание стекла, затем изделие постепенно остывает до комнатной температуры. Весь процесс занимает от 18 до 24 часов, а для сложных многослойных изделий может потребоваться больше времени.
Хотя процесс создания ёлочных игрушек из стекла для нас не новый, даже спустя годы мы с нетерпением ждём момента, когда изделие выйдет из печи и приобретёт свою окончательную форму при сборке. Работа со стеклом приносит особое умиротворение, становится своеобразной медитацией: пока руки заняты резкой и шлифовкой, разум успокаивается, и порой именно в такие моменты приходят самые неожиданные решения. Чтобы процесс был ещё приятнее, мы часто включаем фоном фильмы, музыку или аудиокниги — всё зависит от настроения и характера создаваемой игрушки.

Особенность работы со стеклом в том, что каждый лист материала уникален по своему цвету и рисунку. Именно поэтому создать две идентичные игрушки практически невозможно — каждая из них будет чем-то отличаться. По этой причине мы не принимаем корпоративные заказы, поскольку наши изделия — это не массовое производство, а произведения искусства, каждое из которых имеет свой характер и индивидуальность.
реклама
реклама
Каждый год мы стараемся выпускать новые новогодние коллекции из прозрачного бесцветного стекла. В этом году это были домики, ёлочки, снежинки и звёздочки. Фигурки ангелов всегда присутствуют в наших коллекциях, но каждый раз мы экспериментируем с формами, добавляем новые детали. Наши игрушки продаются в Ташкенте на городских ярмарках и фестивалях или в нашей мастерской. Стоимость изделий варьируется от 150 до 800 тысяч сумов, в зависимости от размера и сложности дизайна.

С 2014 года мы завели традицию создавать ёлочные игрушки в виде символа года по китайскому календарю. Несколько изделий из каждой коллекции оставляем себе и украшаем ими наши домашние ёлки, а также дарим родным и близким. Это стало неотъемлемой частью наших новогодних праздников.
В будущем я мечтаю создать такую новогоднюю игрушку, которая станет настоящей визитной карточкой Узбекистана и будет гармонично сочетать наши традиции с современностью. Надеюсь, что однажды наши работы можно будет увидеть на витринах игрушечного магазина FAO Schwartz в Нью-Йорке, в галерее Лафайет в Париже и в других торговых точках столиц мира.

Текст подготовила Фарзона Хамидова.

Авторы фотографий: Юрий Артыков, Фарзона Хамидова и Виктория Абдурахимова.

Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию «Газета.uz». С условиями использования материалов, размещённых на сайте интернет-издания «Газета.uz», можно ознакомиться по ссылке.



Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz

Made on
Tilda