Как они устроены, какие услуги в них оказывают и сколько это стоит
Больше ста лет назад в Бухаре существовало 19 общественных бань. До нашего времени сохранились лишь две — Кунжак, где обслуживают женщин, и мужская Бозори Корд. «Газета.uz» рассказывает об истории хаммамов, традициях посещения купален и их актуальных услугах.
Больше ста лет назад в Бухаре существовало 19 общественных бань. До нашего времени сохранились лишь две — Кунжак, где обслуживают женщин, и мужская Бозори Корд. «Газета.uz» рассказывает об истории хаммамов, традициях посещения купален и их актуальных услугах.
Первые упоминания общественных хаммамов в источниках
Историю Бухары рассказывают не только её медресе и мечети, но и общественные бани. Хаммамы в городе существовали издавна. В своей книге «Тарих-и Бухара» («История Бухары»), которая содержит описания социальной и культурной жизни города с древнейших времён до X века, историк Абу Бакр Наршахи (899-959) упоминает «ханский хаммам» времён Саманидов.
Заместитель директора Института истории Академии наук РУз Дилноза Жамолова ссылается на записи арабских путешественников, которые бывали на территории современного Узбекистана. В них говорится, что арабы научились строить бани у туранцев — местных народов Центральной Азии. Это упоминание можно рассматривать как доказательство того, что хаммамы существовали здесь ещё до арабского завоевания, которое впоследствии привело к их усовершенствованию.
Археолог Сирожиддин Мирзаахмедов в своих исследованиях пишет, что в сооружениях VII-VIII века часто встречались комнаты для купания и омовения перед молитвой. Свою роль сыграл и зороастризм, широко распространённый в регионе до прихода ислама. Последователям религии предписывалось строго соблюдать чистоту и опрятность.
Упоминания городских хаммамов встречаются и в путевом дневнике английского путешественника Энтони Дженкинсона, который посетил Бухару в XVI веке. Он писал, что среди множества кирпичных зданий и величественных построек особенно впечатляли городские бани: « (...) настолько мастерски они возведены, что вряд ли подобное можно увидеть где-либо ещё в мире».
Появление хаммамов
Доктор философии по историческим наукам Шавкат Бобожонов связывает строительство большого количества хаммамов в Бухаре с тем, что город долгое время носил статус столицы и был густонаселён. Жители, которые не могли позволить себе построить баню дома, пользовались общественными — за определённую плату.
«Общественные хаммамы строили во времена Саманидов, Караханидов и Тимуридов. Однако строительство целых комплексов приходится на период правления Абдуллахана II из династии Шейбанидов, который сыграл ключевую роль в формировании архитектурного облика Бухары», — говорит историк.
Общественные хаммамы строили правители, чиновники, богатые горожане и владельцы караван-сараев. Крупные, как правило, располагались рядом с базарами, а также внутри махаллей и рядом с мечетями. Местоположение отражалось в названии. Например, «Бозори Корд», или «Мисгарон», одна из старейших бань города, находилась недалеко от рынка «Пичокчилик» (в переводе с узбекского «искусство изготовления ножей»), а хаммам «Саррофон» построили одновременно с торговыми рядами «Токи Саррофон». Женская баня «Кунжак» получила своё название из-за расположения в юго-западной части комплекса Пои-Калян. По одной из версий, слово «кунжак» — персидское и переводится как «угол».
Шавкат Бобожонов рассказывает, что три хаммама — «Кунжак», «Шишахона» и «Биби Халфа» — предназначались исключительно для женщин. А в банях «Гозиён», «Пойи Остона» и «Бозори Хужа» в определённые часы разрешалось купаться представителям других религий. Ограничение связано с принятыми в исламе правилами омовения.
Карта городских бань Бухары. Источник: Дадахон Хасан / Facebook.
Этнограф Ольга Сухарёва в своей книге «Бухара в конце XIX — начале XX века» пишет, что в городе действовало семь женских общественных бань: «Хужа Порсо», «Домулло Шер», «Гозиён», «Хазрати Аюб», «Кунжак», «Пойи Остона», а также «Хужа Хабибулло» (или «Хиёбон»).
Хаммамы, сохранившиеся до наших дней
К началу XX века в Бухаре действовало 19 общественных хаммамов. Значительную их часть повредили или разрушили в 1920 году во время вторжения Красной армии в город.
«Поскольку город находился в огне десять дней, сгорели преимущественно деревянные бани, построенные на земле. Возведённые из прочного камня и заложенные на относительной глубине уцелели. Взрывы и пожары также вывели из строя водопроводные и канализационные системы хаммамов», — рассказывает историк Шавкат Бобожонов.
Серьёзных повреждений не получили только три бани: «Кунжак», «Бозори Корд» и «Саррофон». Однако уже в советские годы последний хаммам, по данным Агентства культурного наследия, повредили в ходе научно-исследовательских работ. Существенный ущерб он получил и из-за длительного отсутствия технического обслуживания, износа материалов и воздействия экстремальных климатических условий.
В 1970 году началась реконструкция бани «Саррафон», которая продлилась 20 лет. В ходе работ специалисты постарались сохранить главные архитектурные элементы здания: купола, декор стен, входную часть и структуру пола.
«Эти элементы определяют её ценность как исторического и архитектурного памятника, подтверждая его непрерывное использование в качестве хаммама», — говорится в сообщении агентства.
По данным регулятора, в марте 2014 года Кабинет министров принял постановление, согласно которому баня «Саррафон» подлежит реставрации на условиях инвестирования и обязательного сохранения исторической ценности. В 2021 году объект передали в аренду предпринимателю сроком на 30 лет. В настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация для проведения работ по консервации, реставрации и сохранению объекта, сообщили «Газете.uz» в Агентстве культурного наследия.
Хаммамы «Кунжак» и «Бозори Корд», признанные объектами культурного наследия Узбекистана, находятся под охраной и при необходимости реставрируются исключительно с применением научных методов. Арендаторам запрещено вносить какие-либо изменения в фасад и интерьер зданий без согласования с Агентством культурного наследия.
Также под охрану как археологический объект взят хаммам «Кавши Олак» (или Амири), который был наполовину разрушен во время бомбардировок 1920 года.
Как устроены хаммамы
Специалист по истории искусства Центральной Азии Лазарь Ремпель (1907-1992) в своих трудах писал, что пространственная организация бухарских хаммамов — их размер, расположение внутренних помещений и архитектурный облик — представляет собой единое целое. Даже незначительное изменение, например, смещение одного из камней в кладке, могло нарушить сложную систему отопления хаммама.
Фундамент бань строили преимущественно из мрамора и камня. Стены, средняя толщина которых составляет 80 см, возводились из обожжённого кирпича. Такое конструктивное решение позволяло сохранять тепло внутри и поддерживать стабильную температуру в течение длительного времени.
Хаммамы работали непрерывно и круглосуточно. Днём свет проникал через проемы в куполе и стенах. Они обеспечивали вентиляцию и естественное освещение. Ночью с последней задачей справлялись фонари.
Согласно данным Агентства культурного наследия, в хаммамах использовался гипокауст — система отопления, которая применялась при строительстве знаменитых римских терм. Горячий воздух из топки, расположенной снаружи, направлялся в пространство под полом, равномерно прогревая помещение.
Внутри хаммам обычно состоял из раздевалки, комнаты для мытья ног («пойшуйхона»), комнаты отдыха («хушхона») и купольного, или среднего зала («миёнсарой»). Последний включал в себя «горячую комнату», или местную разновидность парилки («гармхона»), «холодную комнату» («хунукхона»), где посетители остывали и отдыхали, а также миёнсуфу — место для контрастного «душа».
В некоторых источниках, например, в статье учителя истории Туры Халимова, опубликованной в журнале «Мерос» (2008 год), упоминается, что в стенах купольных залов хаммама мог располагаться михраб — арочная ниша, которая служила ориентиром для молящихся.
Для нагрева воды в медном котле объёмом 800-900 использовали большую свечу диаметром около метра. Её делали из кожи, заполняли конским или верблюжьим жиром и вставляли специальный фитиль. Такая свеча горела постоянно, и как только догорала, её сразу заменяли новой.
В советское время общественные хаммамы подключили к газу и электричеству, свечи заменили на газовые котлы, однако их архитектура и внутренняя планировка остались почти без изменений.
Система отвода сточных вод в бухарских хаммамах устроена очень продуманно. Как рассказывает Мехринисо Мухсинова, дочь известного архитектора и реставратора Исмата Мухсинова, использованная вода стекала из специальных углублений (ташнавов) в систему подземных каналов (тазаров). Эти каналы представляли собой толстые керамические трубы или сооружения из кирпича и глины, которые собирали дождевую, талую и сточную воды и отводили её за пределы города. Там вода попадала в глубокие арыки (захкаши), где проходила фильтрацию и уходила в почву.
К концу XIX — началу XX века старые сточные каналы хаммамов и подземные тазары засыпали. Такая же участь постигла многие городские водоёмы, которых в Бухаре насчитывалось 114. Продиктовано это было резким ухудшением качества воды и борьбой с распространением различных болезней, которая требовала принятия санитарных мер.
По данным Агентства культурного наследия, в XVII-XVIII веках бани Кунжак и Бозори Корд несколько раз перестраивались. В XX веке потребность в традиционных хаммамах заметно снизилась — люди стали обустраивать купальни у себя дома, появились новые общественные бани. Это привело к тому, что хаммамы утратили свою прежнюю роль и превратились в места для купания, без привычных ритуалов вроде массажа или халта — очищение кожи тканевым мешочком-рукавицей; эффект от процедуры похож на мягкий пилинг.
В советский период бухарские хаммамы капитально отремонтировали, а в первые годы независимости и позже арендаторы, опираясь на исторические источники и воспоминания потомков мастеров-банщиков, попытались вернуть зданиям старинный облик и возродить в их стенах прежние традиции.
Традиции посещения мужских и женских бань
Хаммамы в Бухаре чаще всего находились в частной собственности или сдавались в аренду. Владелец управлял баней, продавал билеты и нанимал персонал: кочегара, банного парикмахера и до шести слуг. Последние заготавливали дрова, поднимали воду из колодцев, наполняли бассейны (хамба), делали массаж и мыльные обтирания.
Перед банными процедурами посетителю выдавали два тонких хлопковых полотенца (лунги) и большой таз (тос). Горячую воду для мытья подавали через специальные отверстия в стене, холодную приносили из колодцев.
Сначала люди парились, затем начиналась процедура халта. За ней следовали обливание водой и массаж. Если посетитель жаловался на зуд, то массажист мог нанести на кожу кефир; от болей в ногах втирали куриный жир. Завершив процедуры, человек умывался и отправлялся в комнату отдыха, где его угощали чаем и сладостями.
Хаммамы в Бухаре сочетали заботу о теле с возможностью пообщаться и отдохнуть. Здесь обсуждали важные дела, встречались с друзьями. После долгого пути через пески Кызылкума путники часами восстанавливали силы в прохладной банной комнате.
Женская баня «Кунжак».
Исторические источники почти не описывают устройство женских хаммамов — вероятно, потому что летописцы, как правило, были мужчинами и не имели доступа в женские бани. Однако, как отмечают исследователи, интерьеры женских хаммамов практически не отличались от мужских.
По словам историка Шавката Бобожонова, женщины, несмотря на строгие правила и ношение паранджи, старались посещать баню в часы, когда на улице было безлюдно — иногда даже до восхода солнца. Это позволяло сохранить приватность и избежать осуждения.
В женских банях все процедуры — от растопки печей до массажа — выполняли женщины. Здесь часто проводились важные обряды. Один из них назывался «хаммомбарон» — это когда накануне свадьбы в хаммам приводили невесту. Её купали и делали массаж с использованием натуральных средств: масел, глины, трав. Обряд символизировал очищение, начало новой жизни и, по поверью, способствовал скорому зачатию.
Профессор Манзила Курбанова из Бухарского государственного университета рассказывает, что в «хаммомбароне» участвовали невеста и её родственницы, а расходы брала на себя сторона жениха. После завершения обряда будущий муж устраивал праздничный пир для гостей и работников хаммама.
Ещё одна важная традиция заключалась в том, что в течение «чилли» — 40-дневного послеродового периода — молодые матери с новорожденными должны были до четырёх раз посетить хаммам. Младенцев купали в специальной воде «кагил», приготовленной из соломенного порошка и глины со стен старых домов. Это символизировало пожелание здоровья, благополучия и любви к родной земле.
По словам исследовательницы Мехринисо Мухсиновой, обряд «хаммомбарон» исчез в 1960-е годы с появлением домашних бань и утратой старых традиций. Однако в некоторых семьях обычай всё ещё жив — купание младенцев в «кагил» нередко практикуется дома, а женщины и сегодня продолжают посещать бани после родов для восстановления.
Мужская баня «Бозори Корд»
Общественный хаммам Бозори Корд — один из старейших в городе. Он находится в 200 метрах от исторического купольного рынка Телпакфурушон. На входе в баню — скромная вывеска, которую легко не заметить.
Работает хаммам шесть дней в неделю с 6:00 до 23:00, вторник — санитарный день. В праздники график не меняется. Обслуживают здесь только мужчин.
Цены на услуги
Цены актуальны на апрель 2025 года
Купание
Для граждан Узбекистана — 50 000 сумов
Для иностранных граждан — 250 000 сумов (до 12:00 — 200 000 сумов)
Массаж и халта
Для граждан Узбекистана — 200 000 сумов
Для иностранных граждан — 450 000 сумов
Помещение бани поделено на восемь зон: комнату отдыха, парную, горячую и холодную комнаты, три массажных уголка и центральный зал, соединяющий все помещения. Температура внутри хаммама постепенно повышается с 40 до 60 градусов — это можно заметить, перемещаясь между комнатами.
Холл бани «Бозори Корд»
Купол холла бани «Бозори Корд»
Бозори Корд ҳаммоми ичига кириш эшиги.
Вода здесь греется в большом металлическом котле, которым в 2008 году заменили медный. Из него через специальные отверстия она поступает в бассейн (ховуз), а холодная подаётся по трубам.
В Бозори Корд одновременно может находиться до 15 человек. На входе посетителям выдают специальное нижнее бельё и обувь. Процедуры начинаются с посещения парной, где гость проводит 10-15 минут, чтобы хорошенько распарить тело, затем проводится «халта».
Затем можно пойти на массаж всего тела, который длится 25 минут. Завершается эта процедура повторным купанием и последующим скрабированием с использованием лечебных трав, смеси натурального меда и имбиря.
Следующий этап — посещение горячей комнаты, где посетителя укладывают на полотенца, расстеленные на горячих камнях. Сотрудники хаммама утверждают, что эта процедура полезна при болях в теле.
Человек, которому сложно длительно находиться в помещении с высокой температурой, в любой момент может перейти в холодную комнату, чтобы охладиться. Если посетитель чувствует усталость от процедур, ему предлагают отдохнуть в специальной комнате — хушхоне. Это заключительный пункт в оздоровительной программе хаммама, где можно обтереться, одеться, выпить чай с угощениями.
С ноября по февраль среди посетителей «Бозори Корд», в основном, местные жители. Среди 60-70 летних есть те, кто приходит на процедуры каждое воскресенье в 06:00.
В апреле-мае увеличивается число гостей-иностранных туристов. Два-три года назад баню чаще других посещали россияне. Сейчас среди любителей попариться туристы из США, Испании, Италии, Китая, Индонезии и других стран.
Администратор хаммама Равшан Кудратов свободно общается на узбекском, таджикском, английском и русском языках. Он принимает как местных, так и иностранных туристов, объясняет особенности каждой процедуры. Массажисты также владеют русским и английским на базовом уровне.
Женская баня «Кунжак»
Похожим образом функционирует женский хаммам «Кунжак». Баня открыта каждый день с 08:00 до 20:00, выходных нет. Одновременно может обслужить до 20 посетительниц. В хаммаме работают только женщины. Мужчинам сюда, как повелось издавна, вход запрещён.
Цены на услуги
Цены актуальны на апрель 2025 года
Купание
Для граждан Узбекистана — 50 000 сумов
Для иностранных граждан — 100 000 сумов
Купание и халта
Для граждан Узбекистана — 200 000 сумов
Для иностранных граждан — 200 000 сумов
Купание и массаж
Для граждан Узбекистана — 300 000 сумов
Для иностранных граждан — 300 000 сумов
Купание и лечебные процедуры
Для граждан Узбекистана — 400 000 сумов
Для иностранных граждан — 400 000 сумов
На входе посетительницам выдают тапочки. Обращают на себя внимание горящие свечи, расставленные на полках в коридоре.
«Я сама каждый день прихожу и зажигаю свечи с добрым намерением. Слава Всевышнему, пока все мои желания исполняются. Зажечь свечу может каждая гостья», — рассказывает одна из сотрудниц.
По словам профессора Манзилы Курбановой, эта традиция появилась в Бухаре ещё при зороастризме. Жизнь в ней поддерживают, в основном, женщины. Свечи зажигали с молитвой о других: чтобы тяжелобольной излечился, бездетные узнали радость родительства, одинокие обрели семейное счастье.
«Свеча символизировала свет, ясность и тепло. Даже когда кто-то умирал, их зажигали на три дня, чтобы изгнать джиннов и демонов. Говорили: “Огонь — очиститель”. На свадебных церемониях свечи тоже использовались. Их зажигали перед тем, как жених и невеста входили за полог», — рассказывает профессор.
Материал подготовлен при поддержке Комитета по туризму
Автор материала: Зиёда Рамазонова. Редактор перевода: Виктория Абдурахимова. Автор фотографий: Евгений Сорочин / «Газета.uz».
Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию «Газета.uz». С условиями использования материалов, размещенных на сайте интернет-издания «Газета.uz», можно ознакомиться по ссылке.
Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz