Музыка махаллей
Прогулка по Ташкенту с рок-группой Bu Qala
Музыка махаллей
Прогулка по Ташкенту с рок-группой Bu Qala
Gazeta продолжает проект «Музыка махаллей» в сотрудничестве с Yandex Music. В этом выпуске мы гуляем по Ташкенту с участниками рок-группы Bu Qala Эхсонбеком Халмурадовым и Азизхоном Исмоилий. Поговорили с ними о роке в Узбекистане, градостроительстве и самаркандском плове.
Gazeta продолжает проект «Музыка махаллей» в сотрудничестве с Yandex Music. В этом выпуске мы гуляем по Ташкенту с участниками рок-группы Bu Qala Эхсонбеком Халмурадовым и Азизхоном Исмоилий. Поговорили с ними о роке в Узбекистане, градостроительстве и самаркандском плове.
Рок-группа Bu Qala дебютировала на ташкентской андеграундной сцене два года назад. Довольно быстро музыканты нашли свою аудиторию благодаря таким песням, как «Keraging yoq» и «Samarqand osh». Внимание зрителей привлёк их имидж, отсылающий к легендам 1980–1990-х, а также особенная актёрская и музыкальная выразительность в клипах.

Коллектив состоит из фронтмена с гитарой Эхсонбека Халмурадова, лид-гитариста Азизхона Исмоилий, бас-гитариста Амира Шайхутдинова и ударника Романа Ширшова. Каждый со своим мировоззрением и характером. Близкий творческий партнёр группы Сарвархужа Эргашев занимается текстами песен и постпродакшеном.
Тень чинар и дом без лифта
С Эхсонбеком мы встретились в семь утра на Дархане. От махалли на улице Аккурган, которую в народе до сих пор называют Новомосковской, он повёл нас в сторону многоэтажного дома, в котором живёт с раннего детства вместе со своей семьёй. Пока мы шли по тенистой дороге, музыкант рассказал, что жители здесь любят чинары, и вырубка этих деревьев — большое несчастье.
До моих двух лет мы жили на Ц-1. Четырёхкомнатный дом, большая семья: под началом бабушки и дедушки около десяти человек. Отец — старший сын, поэтому позже мы отделились и переехали в эту махаллю. Живём на пятом этаже. По словам моих родителей, в 2004–2005 годах в нашем подъезде на два этажа ниже жил певец Жахонгир Отажонов.
К слову скажу, что Bu Qala мечтает спеть с ним, потому что Жахонгир-ака из тех, кто не боится новаторства в творчестве и имеет свой стиль
Наш дом расположен в хорошем районе, практически в центре города, но есть одна проблема — в нём нет лифта. Пожилым людям и женщинам с маленькими детьми из-за этого приходится очень тяжело. Например, на пятом этаже рядом с нами жила одна пожилая женщина — скончалась во время пандемии. Даже в 83 года она работала на государственной службе, каждый день с трудом спускалась и поднималась по лестнице. Думаю, что в пятиэтажных домах должны быть установлены лифты. В таких странах, как Германия и Грузия, эта проблема уже решена. Мне кажется, и у нас это можно осуществить.
Моё детство прошло в этом дворе, и я никогда не забуду, как мы с друзьями разжигали костры и ели запечённую в золе картошку. Всегда радовало то, что у нашего дома много чинар — летом здесь очень прохладно. Многое, конечно, изменилось. Раньше на месте этой спортивной площадки была детская. Теперь здесь только и можно, что мяч гонять. На месте парковки находился бассейн, но я ни разу не видел его наполненным водой.
О трамвае и радарах
Когда мы идём по улице Аккурган в сторону Ц-1, Эхсонбек вспоминает, что когда-то тут лежали трамвайные пути.
Мы часто ходили на Ц-1, чтобы увидеть моих бабушку и дедушку. Детский сад тоже был в той стороне. По этой самой улице в двух направлениях ходил трамвай, конечная остановка была очень близко к нашему дому. Мы с мамой часто добирались на нём до детского сада. Отсюда на трамвае ездили до «Детского мира», а обратно шли пешком. Когда я только пошёл в школу, трамвай с нашего участка улицы уже убрали.
Помимо автобусов и метро, в городе должен быть трамвай, я считаю. Это удобный и безопасный транспорт. Он не застревает в пробках, и вред экологии от него небольшой. Очень-очень хочу, чтобы трамваи вернулись в Ташкент и ходили, как раньше — полные людей.

Когда я учился в лицее, мечтал стать урбанистом. Но понял: чтобы стать специалистом в этой сфере, нужно очень много учиться, и ответственность большая. Хотя я выбрал путь искусства, до сих пор интересуюсь городским планированием, слежу за информацией в этой сфере.
С 18 лет я вожу машину, сейчас у меня Cobalt. Сажусь за руль очень редко: если нужно поехать на рынок или отвезти домой кого-то из семьи. Иногда езжу на мотоцикле, но во многих местах это запрещено. Удобнее всего передвигаться по городу на автобусе, потому что некоторые автомобилисты плохо водят или слабо знают правила дорожного движения. Это просто опасно.

Считаю, что в городе обязательно должны быть радары. У нас хватает водителей, которые любят скорость, но город — это не место для гонок. Думаю, что радары всё равно влияют на снижение скорости в нужных местах.
О парках и искусстве
Эхсонбек часто бывает в Экопарке и Ботаническом саду. Говорит, что ждёт открытия Астрономического парка, который находится рядом с домом. Музыкант считает, что парки с аттракционами должны находиться за городом.
Парки на самом деле создают для того, чтобы люди могли отдыхать. У нас этому часто мешают разные торговые точки, мелкий бизнес. Я не против их присутствия, но музыка, например, не должна быть громкой, людям нужен покой. Во многих странах Европы, в Америке парки с аттракционами расположены за чертой городских центров. Я думаю, у нас тоже так должно быть, потому что в парках с аттракционами вечером и в праздничные дни собирается много людей. Это мешает и тем, кто хотел бы спокойно отдохнуть, и тем, кто живёт поблизости.
Мой отец — гид, мама преподаёт английский язык. Со стороны отца в семье много творческих людей: архитекторы, ювелиры, дизайнеры, искусствоведы. Поэтому к искусству у нас всегда относились с уважением.

С пяти лет я посещал кружок рисования в Центре детского творчества «Камолот». Сейчас он называется «Янги авлод форуми». Со временем к рисованию прибавились занятия по керамике. Когда я учился в 17-й школе, к нам приходили работники музыкальной школы и рассказывали о направлениях. Благодаря им я с шестого класса начал ходить в музыкальную школу и получил музыкальное образование
О любви к року
У «московских высоток» на площади Хамида Алимджана к нам присоединяется гитарист коллектива Азизхон Исмоилий. Говорит, когда-то жил в одном из этих домов.
Я учился в 18-й школе — совсем рядом отсюда, — говорит Азизхон. — Здесь много кафе и компьютерных клубов, есть метро, инфраструктура очень хорошая. Мы жили на 17-м этаже дома, прямо над зданием, в котором располагался телеканал “MY5”. Нижний этаж нашего дома, где сейчас магазин, раньше был компьютерным клубом. Позже мы с семьёй переехали в сторону Дворца авиастроителей, но я стараюсь бывать здесь — это место мне по-настоящему дорого
По словам Азизхона, на его интерес к музыке, особенно року, в значительной степени повлиял российский телеканал «Муз-ТВ», где он впервые увидел клипы группы Red Hot Chili Peppers на хиты «Californication» и «Can't Stop». Так начался рокерский период в его жизни, когда ничего другого будущий музыкант не слушал.
В 7-м классе на уроке физики мы проходили тему звука. После этого увидел в интернете видео на русском языке под названием «Чехи отдыхают на вечернем балу». В нём парень опускает телефон в стакан, и, когда на нём играет песня группы Blur «Song-2», мобильник взрывается. Эта сцена сильно меня впечатлила.
Как-то на меня накричал учитель русского языка, и я, придя домой, включил Pink Floyd, взял два карандаша и начал бить ими по столу, как по барабану. Помню всё так явно, будто это случилось вчера. Тогда-то я и понял, что рок — это энергия, и эта энергия выбрала меня.

Рок — один из моих первых самостоятельных, осознанных выборов в жизни. Когда я слушаю или играю эту музыку, чувствую себя свободным человеком, ясно понимаю, кто я, где нахожусь и что делаю. В период юношеского максимализма рок словно хороший фундамент: ты видишь, что кто-то крут, и внутри появляется уверенность, что и для тебя нет преград.

Подростком я слушал только рок и вообще не мог слушать поп-музыку или хип-хоп. Так для себя решил. В то время ещё толком не существовало сообществ по интересам. Было трудно найти единомышленников, поэтому я просто ходил и каждому встречному задавал вопрос: «Ты слушаешь рок?» Это была моя попытка выйти из круга, в котором существовали другие музыкальные течения. Свой путь социализации, когда хотелось найти таких же, как я. Сейчас, конечно, всё по-другому: я стал слушать больше разной музыки и по-другому воспринимаю то, что когда-то было моей единственной страстью.
Эхсонбек говорит, что интерес к року у него появился ещё до рождения.

«Когда мама была мной беременна, папа часто включал рок. Я с этой музыкой родился, на ней рос, пока одноклассники слушали поп или рэп. Рок — это вибрация, энергия, чувства, которыми я делюсь с другими».

«Когда человек начинает слушать рок-музыку и погружается в неё, он, по сути, изучает историю. Как минимум, ментальную, которая показывает, как менялось психическое и психологическое состояние людей в разные периоды времени. В более узком, специфическом смысле рок — это история эволюции звука», — считает Азизхон.
В нашем обществе некоторые люди воспринимают рок как крики и шум, потому что у нас маркетинг рока не очень хороший. В узбекской песенной культуре рок присутствует давно. Он появился вслед за мировой волной рок-н-ролла. Были исполнители, которых слушали и слушают до сих пор, но если назвать их музыку «роком», то тебя не поймут. Даже если кто-то не понимает музыку, это не повод её оскорблять. Человек может не понять музыку сегодня, но впустить её в себя через год, три, десять лет.
Нужно расширять музыкальный кругозор, повышать интерес к различным жанрам. Радует, что в Узбекистане постепенно появляются энтузиасты, которые популяризируют рок-культуру на узбекском и русском языках. В своих Telegram-каналах они публикуют материалы о роке. Я могу в качестве примера привести такие паблики, как «Рокистан», «Общество рокеров», «Noyabr симфонияси», «Rock Ташкент».

Несмотря на то, что у них небольшая аудитория, они помогают развивать рок в Узбекистане. Создатель страницы «Общество рокеров» Ахрорхон Саматхонов является администратором нашей группы. Его вклад в наш проект огромен. Мы бы хотели, чтобы в нашей стране появлялось больше таких поклонников рока.
Почему Bu Qala?
Идея создания группы возникла у творческого партнёра ребят Сарвархужи Эргашева. В начале 2023 года он предложил Эхсонбеку и Азизхону принять участие в вечеринке Plovistan, приуроченной к 14 февраля, и выйти на сцену как сформированный коллектив. Ребята согласились. Азизхон пригласил в группу своих друзей — барабанщика Романа Ширшова и уже бывшего гитариста Ратмира Суворова (ушёл из группы в 2024 году). Вчетвером они впервые вышли на сцену и исполнили песню «Keraging yoq».
Когда мы писали эту песню, параллельно думали о названии группы, обсуждали разные варианты — до тех пор, пока Сарвархужа не предложил «Bu Qala», — вспоминает Эхсонбек. — Не «Ho‘kizlar» (Быки), «Ho‘kizvachchalar» (Бычки), а «Bu Qala». Это, конечно, игра слов. Каждый понимает, что хочет. Такое название мы взяли по примеру наших любимых групп. Например, в английском не Smiths, а The Smiths. Эквивалентом определённого артикля The в нашем случае стало слово Bu (Это)».
В основном мы выступаем на музыкальных фестивалях. В мае сыграли на рок-фестивале, который прошёл в рамках научного фестиваля «Формула» в Ботаническом саду.

Конечно, в соцсетях нам тоже пишут негативные комментарии: «Разве нельзя просто петь нормальные песни?», «Что это вообще за музыка такая?» Но таких хейтеров можно пересчитать по пальцам. Музыку все воспринимают по-разному и интерпретируют её через призму своего мировоззрения — это нормально, так и должно быть. Нас радует другое: с каждым днём у нас становится всё больше слушателей. Через разные платформы наши треки слушают тысячи людей, и это даёт силы двигаться дальше.
О самаркандском плове и искусстве
Самарканд — дорогой для меня город, там со стороны моего отца живёт много родственников, — говорит Эхсонбек. — И я очень люблю самаркандский плов. Нас таких много, и у каждого, скорее всего, есть какая-то история, воспоминания, связанные с ним. Поэтому мы решили добавить в песню фразу о самаркандском плове и, думаю, не ошиблись.

«Samarqand osh» — это трек о любовных отношениях, которые остались в прошлом. Акцент в нём не на ностальгии, привязанности к чувству, которое ушло, а на надежде — будут хорошие дни, даже лучше прежних. Как если бы у вас была ложка самаркандского плова, а потом в вашем распоряжении оказался целый казан.
«Samarqand osh» — один из треков, которому Bu Qala обязана своей популярностью. Песню называют визитной карточкой группы.
Эхсонбек: Искусство — это зеркало, оно показывает жизнь народа. Чем богаче народ, тем богаче искусство. Музыке не надо противостоять, её всегда нужно поддерживать.

В нашей концертной деятельности мы как-то стали свидетелями события, которое, наверное, никогда не забудем. В апреле 2025 года в Ташкенте прошёл музыкальный фестиваль. Один участник вышел на сцену с гримом на лице. Сотрудник правоохранительных органов, у которого не было планшета, забрал его в отделение для идентификации личности. В тот день две группы не смогли выйти на сцену. Такие неприятные случаи оказывают негативное влияние на творческих людей.

Каждый представитель искусства, каждый гражданин должен учиться понимать искусство и не выступать против него. Если бы не было искусства, люди стали бы роботами, жили бы без чувств.
Азизхон: Если представить, что государство — это стул, то одной из его четырёх ножек является искусство во всём его разнообразии. Если развивается музыка, развивается и экономика страны. Без искусства очень трудно заявить о себе в мире, сложно стать известным. Поэтому нельзя накладывать на него запреты, нужно создавать условия, чтобы оно развивалось.

Музыка нужна человеку для переживания, рефлексии. В ней каждый находит что-то для себя; оживают воспоминания, появляется надежда, желание жить.
Bu Qala рекомендует гулять
Bu Qala рекомендует послушать
Спонсор материала Yandex Music.

Текст: Фарзона Хамидова.

Автор фотографий Евгений Сорочин.


Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию Gazeta. С условиями использования материалов, размещённых на сайте интернет-издания Gazeta, можно ознакомиться по ссылке.


Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz

Made on
Tilda