«Если люди играют свадьбы, значит, в мире всё хорошо»
История мозаики, ставшей символом ташкентской ВДНХ
На фасаде одного из павильонов столичного «Узэкспоцентра» сохранилось панно «Свадьба» — знаковая работа Дильмурата Юсупова, чьи мозаики стали частью визуальной памяти Ташкента. Gazeta поговорила с художником о его творческом пути, работах и роли монументального искусства в городской среде.
На фасаде одного из павильонов столичного «Узэкспоцентра» сохранилось панно «Свадьба» — знаковая работа Дильмурата Юсупова, чьи мозаики стали частью визуальной памяти Ташкента. Gazeta поговорила с художником о его творческом пути, работах и роли монументального искусства в городской среде.
Многие посетители ташкентской ВДНХ («Узэкспоцентра») видели чудесную цветную мозаику на фасаде здания кино-лекционного зала. Панно «Свадьба» встречает гостей теплым и радостным сюжетом. Это не просто декоративная композиция, но живая сцена: в неё звучат музыка, смех и весна. «Свадьба» стала неотъемлемой частью архитектурного ансамбля и памяти города.

Созданная в середине 1970-х, «Свадьба» была первой крупной самостоятельной работой Дильмурата Юсупова — художника, чьё имя сегодня неотделимо от истории монументального искусства Узбекистана. Появлению панно предшествовал сложный путь: спор с худсоветом, отказ от привычной керамики в пользу стеклянной смальты, работа в экстремальных условиях. Но художник верил, что искусство должно жить в городе, быть частью его ритма и настроения.
Gazeta поговорила с Дильмуратом Юсуповым о главных работах художника и творческом пути.
Песня
Песня
Дильмурат Юсупов выбрал монументальное искусство осознанно. Окончив школу в 1960 году, он поступил в Республиканское художественное училище имени П. П. Бенькова и провёл пять лет на отделении керамики. Уже с первого курса его внимание привлекали не декоративные тарелки или вазы, а масштабные монументальные композиции. Он создавал мозаичные сюжеты на керамических плитках, мечтая, что однажды его работы вошьют в пространство улиц, украсят фасады, интерьеры и станут частью городской архитектуры.

Уверенность в выбранном пути Юсупову придавали преподаватели — известные художники-керамисты Арнольд Ган, Мухитдин Рахимов, Игорь Лимаков и другие. Они делились не только техническими знаниями, но и раскрывали, как ремесло может служить основой для монументального высказывания. Молодой художник понял, что владеть технологией — значит контролировать процесс от идеи до реализации. Поэтому он сам катал глину, лепил и обжигал, постепенно овладев всем циклом работы. Его любимым материалом стала керамика — древняя по происхождению, доступная, естественная по составу и бесконечно выразительная по возможностям.

«Когда автор сам владеет технологией, особенно в керамике, — это и точнее, и надёжнее. Только хорошо зная материал и умея с ним работать, можно по-настоящему понять, что из него получится», — говорит Юсупов.
Во время подготовки к дипломной работе Дильмурат Адылович стремился уйти от академической репродукции к чему-то подлинному и масштабному. Он искал тему, в которой могли бы сплестись жизненная энергия, праздничное настроение и народный дух. Так родилась идея композиции, получившей символичное название «Песня». Композиция представляла собой шестифигурное керамическое панно, в центре которого — три поющие девушки. Их образы олицетворяли не только музыку, но и жизненную гармонию, красоту традиций и внутреннюю радость.

Готовый эскиз дипломной работы Юсупов показал своему консультанту — известному ташкентскому художнику-монументалисту Альфреду Мазитову. Тот сразу разглядел в проекте не только художественный потенциал, но и настоящую монументальную силу. Убедившись в таланте студента, Мазитов предложил ему шагнуть дальше — не ограничиваться учебной работой, а реализовать эскиз как полноценное произведение искусства на архитектурном объекте.

«Мне хотелось не просто показать эскизы, а продемонстрировать, как керамика "звучит" в материале — фактурой, цветом, глубиной объёма. Поэтому для презентации я слепил фрагмент панно в натуральную величину и обжёг его в мастерской училища», — вспоминает он.
реклама
реклама
Мазитов показал работу архитектору Льву Комиссарову, автору проекта здания Центрального универмага (ЦУМ) в Ташкенте. Комиссаров, увидев эскизы и фрагмент, сразу поддержал идею. Благодаря содействию Мазитова Юсупова представили проектной группе, и вскоре предложение о размещении «Песни» на фасаде ЦУМа получило одобрение. Для панно выбрали стену у бокового входа — напротив сувенирного отдела, рядом с популярным в те времена кафе «Ветерок». Там уже работал над интерьерной мозаикой его однокурсник — керамист Юсуф Шамирзаев.

Работа заняла около месяца. Все элементы для панно были заказаны на Ташкентском экспериментальном комбинате художественной керамики и вручную смонтированы самим Юсуповым. Панно получилось живым тёплым, как сама песня, рождающаяся в народе и передающаяся из поколения в поколение.
Панно «Песня» (2018 год). Фото: Фотима Абдурахманова.
«За несколько дней до защиты один из фрагментов панно исчез. Потом мы узнали, что кто-то из своих снял его со стены — видимо, хотели помешать. Но я не растерялся. У меня дома была своя печь, и я ночью повторно вылепил и обжёг утраченный элемент. Керамика — материал живой, и точного совпадения добиться трудно, поэтому восстановленный элемент немного отличался по тону и текстуре, но это не сильно бросалось в глаза. Главное, что сама композиция осталась цельной», — делится он.

Юсупов стал первым студентом в училище, защитившим диплом не на бумаге, а на реальном архитектурном объекте. Его работу оценили высоко. Посмотреть панно пришёл известный искусствовед и тогдашний директор Олег Апухтин. Увидев результат, он сказал: «Я тебя поздравляю — твоя работа на уровне института».
«Песня» стала не просто дипломной работой, но и стартом творческой карьеры Юсупова. Это был его первый крупный опыт монументальной работы на архитектурном объекте, соединение идеи, материала и общественного пространства. Именно здесь укрепились две ключевые составляющие его искусства — глубокое мастерство керамики и вдохновение народными традициями. При работе над панно он обрёл круг коллег и друзей — в первую очередь, Альфреда Мазитова. Именно благодаря этой дружбе вскоре последовали новые крупные проекты.

Доподлинно неизвестно, сохранилась ли «Песня» до наших дней. Из-за пристроек к панно нет доступа. Стена, на которой оно находилось, находится на территории отеля. Некоторые эксперты предполагают, что администрация гостиницы могла закрыть мозаику.
Девушка с косичками
Девушка с косичками
После успешного опыта с «Песней» Альфред Мазитов обратился к Дильмурату Юсупову с необычным предложением — он пригласил молодого художника выступить технологом на новом проекте. Речь шла о создании керамического панно «Девушка с косичками» на фасаде здания бывшего Дома моделей (ныне кинотеатр Premier Hall). В центре композиции — лицо узбекской девушки в тюбетейке с традиционными косичками; как позже выяснилось, прообразом послужила супруга архитектора здания. Мазитов выступал автором художественной идеи, но сам керамикой не владел, поэтому предложил своему студенту воплотить замысел в материале.
Панно «Девушка с косичками» (1970-е года). Фото: Tashkent Retrospective.
«Союз художников СССР долго критиковал проект за “невыразительность” и не принимал эскизы. В то время члены худсовета рассуждали иначе: если здание — Дом моделей, значит, и в мозаике должна быть женская фигура в ярком национальном костюме, сцена показа и парадность. А у Мазитова всё было строго и монохромно — синий силуэт на белом фоне, без привычной декоративности и ярких акцентов. Но раз официального одобрения не дали, он решил воплощать проект самостоятельно и предупредил меня: “Оплаты не обещаю, не знаю, как получится. Но если хочешь — давай попробуем”. Я согласился», — вспоминает Юсупов.
реклама
реклама
Работа над проектом началась в 1965 году. К творческому дуэту Мазитова и Юсупова присоединились ещё двое специалистов — мастера керамики Ахат Аминов и Мухитдин Рахимов, на тот момент директор Ташкентского экспериментального комбината художественной керамики. Они помогли наладить полноценную работу на заводе: подбирать состав, самостоятельно готовить глину, формовать плитки и обжигать их.

В качестве материала была выбрана огнеупорная шамотная масса — вторичный состав на основе глины, требующий высокотемпературного обжига в 1000–1200 °C. Благодаря этому панно получилось прочным и устойчивым к погоде.

«После начала монтажа панно пошла волна критики. Члены худсовета возмущались: “Что за самодеятельность? Кто дал им разрешение?” Мазитову велели немедленно прекратить работы, а позже и вовсе поставили вопрос об его исключении из Союза художников. Но он не сдавался. Несмотря на давление, холод и жару, он не отошёл от замысла и в течение года упорно трудился над мозаикой», — рассказывает Юсупов.
Реставрация панно (2021 год). Фото: Евгений Сорочин.
Несмотря на многочисленные бюрократические и технические преграды, мозаичное панно удалось завершить. «Девушка с косичками» быстро превратилась в один из самых узнаваемых символов города и полюбилась жителям. Однако спустя годы следы этого произведения, казалось, исчезли.

Долгое время считалось, что советское панно утрачено. Лишь в июне 2021 года, во время реконструкции здания кинотеатра Premier Hall, его случайно обнаружили под слоем алюминиевых панелей. Вместо запланированной установки экрана на фасад Агентство кинематографии приняло решение восстановить мозаику и вписать её в новый архитектурный облик здания.
Это знаменательное открытие стало отправной точкой масштабных работ по сохранению и реставрации объектов монументального искусства Узбекистана. К инициативе подключились Фонд развития культуры, Агентство культурного наследия, архитектурное бюро Grace и проект Департамента цифрового развития «Мозаики Ташкента». К 2024 году более 40 мозаичных панно были освобождены от рекламных конструкций, включены в Национальный список культурного наследия и вновь стали заметными акцентами городского пространства.
Свадьба
Свадьба
Работа над мозаикой «Девочка с косичками» стала для Дильмурата Юсупова не просто очередным опытом — она привела его к знакомству с главным художником-оформителем ВДНХ (ныне «Узэкспоцентр») и предложению создать крупную самостоятельную работу. Напротив Дома моделей находился девятиэтажный жилой дом, куда переехал российский живописец и монументалист Аркадий Ставровский. Увидев мозаичную работу Юсупова и Мазитова на фасаде Дома моделей, он проявил интерес и позвал молодого художника на разговор.

«Он меня вызвал и спрашивает: “Ты там работаешь?” Я говорю: “Да, вместе с Альфредом”. Тогда он сказал: “Зайди ко мне, есть предложение”».
Предложение оказалось масштабным: Юсупову поручили разработать эскиз монументального панно для оформления фасада кино-лекционного зала ВДНХ — здания, спроектированного коллективом московских архитекторов под руководством Ю.П. Архипова. Тема работы — достижения народного хозяйства Узбекистана — требовала не только мастерства, но и глубокого понимания идеологических и художественных задач. Молодой художник с воодушевлением принялся за работу и подготовил серию эскизов. Однако впереди было самое сложное — эскиз нужно было не только утвердить, но и защитить перед художественным советом, который оценивал каждое монументальное произведение не только с эстетической, но и с идеологической точки зрения.

Когда Юсупов представил свои эскизы, в зале заседали маститые художники того времени: скульптор Кадырбек Салахитдинов, театральный художник Вениамин Акудзин, искусствовед Абдулхай Умаров и другие. Один за другим его замыслы отклонялись. От художника ожидали привычного — документальной точности, портретов тружеников, узнаваемых образов.

«Где хлопкороб? Почему нет сталевара? А как же достижения медицины?» — один за другим сыпались замечания и требования.
Цветной эскиз панно «Свадьба». Фото из личного архива Дильмурата Юсупова.
После нескольких неудачных попыток защитить свою идею, голос в защиту Юсупова поднял Абдулхай Умаров. На одном из заседаний он сказал: «Прекратите мучить молодого художника. Вы ведь не фотоотчёт с выставки оформляете. Речь идёт о монументальном произведении искусства — выразительном, предназначенном для городской среды и формирующем его художественное пространство. Дайте автору свободу и позвольте ему самому выбрать сюжет!»

После этих слов члены художественного совета, наконец, доверили Юсупову право на самостоятельный выбор образов. Он вновь обратился к близкой и уже хорошо проработанной теме — народному празднику. В качестве основного мотива выбрал свадьбу. Не как бытовой эпизод, а как символ внутреннего мира и гармонии.

«Если люди играют свадьбы — значит, в мире всё хорошо. Значит, жизнь идёт своим чередом, люди живут в достатке и благополучии, а в стране царят мир и спокойствие. Этот праздник — вечная тема, близкая и понятная каждому», — объяснил он на защите проекта.
Панно «Свадьба» на фасаде кинолектория ВДНХ (1974 год). Скан из фотоальбома «Ташкент». Фото из личной коллекции Юрия Новикова.
Эскиз выбранного сюжета Юсупов подготовил всего за неделю. Изначально планировалось выполнить панно из керамики — материала, уже хорошо зарекомендовавшего себя в городском пространстве. Однако на этапе утверждения концепции пришлось пересмотреть этот выбор. Причиной стал неудачный опыт, связанный с юбилейной керамической стеной в честь Алишера Навои, созданной в 1969 году заслуженным деятелем искусств Узбекистана Арнольдом Ганом. После первой зимы глазурь начала трескаться, и вскоре городской исполком издал официальное распоряжение: отказаться от использования керамики в уличных монументальных работах.

Под запретом оказался весь материал — керамика в открытой среде была признана ненадёжной. Юсупову пришлось искать альтернативу. Выручил его коллега Альфред Мазитов. Он предложил использовать смальту — стеклянную мозаику, проверенный материал, широко применяемый в монументальном искусстве.

«В то же время в Ташкенте работала бригада украинских художников во главе с Владимиром Куткиным. Они создавали панно “Великий Кобзарь” на фасаде школы №110. Благодаря их связям с Мазитовым нам удалось достать несколько мешков высококачественной разноцветной смальты, привезённой специально для фасадных мозаик. Я смог выложить первые фрагменты — парня и девушку — сразу в натуральную величину. Финальный цветной эскиз вместе с готовым фрагментом я показал художественному совету — и получил зелёный свет», — рассказывает Юсупов.
Панно «Великий Кобзарь» (1975 год). Фото: Письма о Ташкенте.
Затем вместе с преподавателем Альфредом Мазитовым они отправились на завод по производству смальты и цветного стекла в Санкт-Петербурге. Там подбирали тончайшие цветовые переходы, рассчитывали количество квадратных метров для каждого оттенка, согласовывали фактуру. Эта палитра, собранная специально под его композицию, впоследствии стала основой всей мозаики. Пять тонн смальты доставили в Ташкент самолётом — это было дорого, но из-за сжатых сроков иначе было нельзя.

«Мы сказали, что панно приурочено к юбилею Ленина, — вспоминал художник. — Через ЦК получили разрешение на авиаперевозку. Нам пошли навстречу».
реклама
реклама
Работа длилась почти год. Всё выполнялось вручную. Юсупов собрал небольшую бригаду из своих товарищей по училищу. Все были художниками, каждый знал, как держать цвет и чувствовать форму. Но основная тяжесть легла на самого автора. В основе панно лежал прямой набор — техника, при которой мозаика выкладывается сразу на стене, без использования промежуточных матриц. Так в 1970 году появилась первая в Ташкенте мозаика, выполненная методом прямого набора — когда элементы выкладываются непосредственно на стену.

«Это очень кропотливая и трудоёмкая техника, но зато работа получается чище. Сначала рисунок делается на планшете, кусочки плитки выкладываются на пластилине, а потом по одному переносятся на стену. У художника есть возможность сразу скорректировать и цвет, и форму. Я считаю, что когда автор сам воплощает свою идею, работа получается качественной и служит долго», — объясняет Юсупов.
Панно «Свадьба» на фасаде павильона «Узэкспоцентр» (2025 год). Фото: Евгений Сорочин.
Композиция панно разворачивается как театральная сцена: торжественная, живая, наполненная движением и музыкой. Многофигурное мозаичное полотно воссоздаёт атмосферу традиционной узбекской свадьбы — весёлой, шумной, пронизанной запахами угощений и звуками народных инструментов. Действие происходит весной, в разгар свадебного сезона.

В самом центре изображены жених и невеста в традиционных узбекских нарядах. Держа друг друга за руки, они неторопливо идут к праздничному столу, слегка наклонившись друг к другу. Перед ними танцовщица и группа музыкантов с карнаем, сурнаем и дойрой задают праздничный ритм, к которому присоединяются гости с подносами угощений. За молодожёнами развернулась сцена застолья: несколько человек раскладывают блюда, в их руках — вазы с фруктами. На дастархане — сочный арбуз, румяные лепёшки, яблоки и виноград. Стол богато сервирован, и каждая деталь говорит о гостеприимстве и изобилии. Все фигуры устремлены навстречу друг другу и создают ощущение общего движения, единства и красоты народных обычаев.
Готовое произведение — цветная мозаика размером 25 метров в длину и 7 метров в высоту — украсило фасад здания, соединённого с центральным павильоном лёгкой эстакадой. По этой эстакаде во время праздников проходили шествия, спускались танцовщицы в национальных костюмах, звучала музыка. Юсупов интуитивно чувствовал: мозаика здесь должна не просто рассказывать историю. Она должна дышать вместе с пространством, быть частью его ритма, жить в такт с архитектурой и происходящими событиями.

Позднее архитектуру комплекса изменили: эстакаду демонтировали, лекционный зал частично перестроили. Но мозаика осталась — не из уважения к регламенту, а из уважения к руке мастера.
«Мозаика в общественном пространстве — это, в первую очередь, цвет. Как идея. Как ритм. Как настроение. Архитектор даёт форму, а художник наполняет её акцентом, дыханием, эмоциональным ядром. Монументально-декоративное искусство не должно быть просто украшением, “цветовым пятном” на фасаде, как это иногда делали прежде — чтобы развеять уныние одинаковых серых домов. Оно обязано вступать в диалог с архитектурой — раскрывать её, усиливать, дополнять, оживлять. Только тогда всё работает вместе: и форма, и содержание, и само пространство».
«Мозаика в общественном пространстве — это, в первую очередь, цвет. Как идея. Как ритм. Как настроение. Архитектор даёт форму, а художник наполняет её акцентом, дыханием, эмоциональным ядром. Монументально-декоративное искусство не должно быть просто украшением, “цветовым пятном” на фасаде, как это иногда делали прежде — чтобы развеять уныние одинаковых серых домов. Оно обязано вступать в диалог с архитектурой — раскрывать её, усиливать, дополнять, оживлять. Только тогда всё работает вместе: и форма, и содержание, и само пространство», — заключает Дильмурат Юсупов.
В последующие годы Дильмурат Юсупов продолжил работу над монументально-декоративным оформлением в различных регионах Узбекистана. В 1972 году он создал роспись «Праздник Навруз» в зале Дворца бракосочетаний в Ангрене. Через год, в 1973-м, на фасаде ЦУМа в Риштане появилась рельефная мозаика из керамики под названием «Юлдуз». С 1977 по 1979 год художник работал над горельефом «Земля, вода, солнце», выполненным из гранита и мрамора для Ташкентской ГЭС в Каракалпакской АССР. К сожалению, до наших дней эти произведения не дошли — часть была утрачена в результате реконструкций, часть разрушена без должного внимания к их художественной и исторической ценности.

Текст подготовила Фарзона Хамидова.

Автор фотографий Евгений Сорочин.

Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию Gazeta. С условиями использования материалов, размещённых на сайте интернет-издания Gazeta, можно ознакомиться по ссылке.


Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz

Made on
Tilda