Прогулка по дореволюционному Самарканду
20 знаковых объектов, которые стоит увидеть
Часть Самарканда, построенную во второй половине XIX века после завоевания Российской империей, историки называют «русским» городом. Многие здания того времени сохранились до наших дней. Вместе с краеведом Светланой Жуковой «Газета» составила маршрут по знаковым объектам.
Часть Самарканда, построенную во второй половине XIX века после завоевания Российской империей, историки называют «русским» городом. Многие здания того времени сохранились до наших дней. Вместе с краеведом Светланой Жуковой «Газета» составила маршрут по знаковым объектам.
Самарканд — древнейший город Узбекистана, история которого насчитывает более 2750 лет. Он прошёл путь от древнего Афрасиаба до столицы Империи Тимуридов, став крупнейшим центром культуры, торговли и архитектуры. Однако привычный восточный облик — это лишь часть многослойной истории города.

Вторая половина XIX века открыла для Самарканда новую страницу. После завоевания Российской империей и образования Туркестанского генерал-губернаторства рядом с историческим центром начал формироваться так называемый Русский Самарканд. Первоначально царские войска разместились в старой крепости. Однако вскоре началась её перестройка, ставшая отправной точкой для создания новой городской застройки. Инициатором преобразований выступил первый генерал-губернатор Константин фон Кауфман, утвердивший в 1870 году генеральный план, который и положил основу современного облика нового Самарканда. Так возник «европейский» Самарканд — город с широкими улицами, административными зданиями, училищами, банками, казёнными домами и православными храмами.
Многие здания, построенные в тот период, сохранились до наших дней. Корреспонденты «Газеты» вместе с историком и краеведом Светланой Жуковой прошли по знаковым местам дореволюционного Самарканда и составили маршрут прогулки.
Зелёные пространства города
Самарканд невозможно представить без зелёных аллей, высоких деревьев с раскидистыми кронами и затенённых тротуаров. В последние десятилетия XIX века, когда город превратился в важный центр Туркестанского генерал-губернаторства, особое внимание уделялось не только строительству административных зданий, но и озеленению. На относительно небольшой территории новой части Самарканда было заложено сразу пять зелёных парков и скверов, из которых три сохранились и продолжают разрастаться.
Абрамовский бульвар
Центральный бульвар Самарканда стал символической границей между старым восточным и новым русским городом. Он начинается у места, где в своё время стояла древняя крепость Амира Тимура. Абрамовский бульвар положил начало радиальной планировке улиц, которая формирует скелет «европейского» Самарканда.
Бульвар заложен в начале 1880-х годов и изначально носил имя генерал-губернатора Александра Абрамова. Длина бульвара составляла около одного километра и включала три аллеи и два проезда. Ботаник, садовод и визионер Михаил Иванович Невесский стал своего рода архитектором этого живого пространства. Он определил будущий зелёный ландшафт Самарканда.

Свою небольшую дачу в стиле историзма Невесский построил прямо на территории городского питомника: с высокими потолками, деревянными дверями и палисадником во дворе. Дом предназначался не только для проживания, но и был частью ботанической лаборатории под открытым небом. Чтобы превратить пустынные пространства между старым городом и новыми кварталами в живой зелёный пояс, Невесский разработал целую систему озеленения. Он заказывал саженцы со всего мира, экспериментировал с породами деревьев и выращивал их в специально созданном питомнике. Благодаря почти 30 годам его неустанной работы Самарканд обрёл свои «лёгкие» — бульвар, утопающий в зелени сотен деревьев.
С течением времени бульвар неоднократно менял название: Бульвар Всеобуча, затем Бульвар имени Горького, и лишь в годы независимости обрёл своё нынешнее название — Университетский бульвар. Сегодня здесь растут дубы, сосны, платаны, чинары, катальпы, а также редкий ливанский кедр, который до сих пор считается ботаническим памятником природы Узбекистана. Кроны многолетних деревьев смыкаются над аллеями, образуя тенистую «зелёную галерею», благодаря чему в жаркое время температура воздуха на пару градусов ниже, чем в остальной части города.
Губернаторский сад
Губернаторский сад примыкает к бульвару и является его продолжением. Заложенный также в конце XIX века, он вобрал в себя как местные виды — карагачи и чинара, так и редкие породы, завезённые из-за границы. Сад был задуман как благоустроенное пространство отдыха при административных зданиях.
Среди первых посадок здесь прижилась крымская сосна, а также болотные кипарисы, завезённые из Северной Америки в 1886 году. По инициативе Невесского был вырыт искусственный водоём для адаптации этих деревьев к самаркандскому климату. В прежние времена горожане с удовольствием катались по нему на лодках. В годы независимости пруд разделили, что нарушило сложившуюся дендрологическую систему. Тем не менее, небольшой островок с кипарисами сохранился.

В советское время сад продолжали озеленять — появились голубые ели, берёзы, катальпы, павловнии. Сегодня Губернаторский сад представляет собой уникальное смешение деревьев разных эпох, напоминая живой ботанический музей под открытым небом.
Городской сад
Третьим звеном зелёной цепи Самарканда стал городской сад, ныне Центральный парк культуры и отдыха имени Алишера Навои. Он был заложен в 1886 году. При выборе деревьев особое внимание уделялось породам, способным обогащать почву и легко адаптироваться к климату.
Здесь сохранились посадки конца XIX века — различные виды лип, крымские сосны, тутовники, чинары и гледичии, завезённые из Северной Америки. Инженерная система арыков, питающая зелёные насаждения, также имеет историческое значение: она одновременно служила и для полива, и для отвода дождевых вод. Без арыков невозможно представить озеленение Самарканда.
Прогуливаясь по зелёным аллеям Самарканда, легко ощутить дыхание времени. Здесь рядом соседствуют деревья, высаженные в конце XIX века, и молодые посадки, появившиеся в ходе реконструкции города в 2010-х годах. Подход Михаила Невесского к формированию городского ландшафта актуален до сих пор: думать не только о красоте, но и о климате, пользе, биологическом разнообразии. Эстафету заботы о городе с философией Невесского передают друг другу поколения самаркандских садоводов и дендрологов. И в густой тени платанов, под шелест чинар, Самарканд продолжает жить — зелёный, исторический, открытый для неспешных прогулок.
Женская гимназия
Один из самых выразительных памятников дореволюционного Самарканда — здание бывшей женской гимназии, расположенное на Университетском бульваре. Построенное в 1904 году по проекту архитектора Георгия Сваричевского, это строение стало одной из первых репрезентативных построек, связанных с женским образованием в Туркестанском крае. Кирпичная кладка, вытянутые арочные окна, симметричные объёмы и строгие, но изящные фасады в духе русской эклектики подчёркивали академичность и серьёзность образовательной миссии учреждения.

Особое внимание заслуживает строительный материал. С IX века в регионе для возведения жилых домов традиционно использовался необожжённый сырцовый кирпич, покрытый глиняной штукатуркой, а для монументальных сооружений — обожжённый кирпич. Однако развитие европейской части Самарканда потребовало новых технологий. В конце XIX века, по инициативе генерал-губернатора Кауфмана, в городе открылись кирпичные заводы, выпускавшие так называемый «железняк» — особо прочный обожжённый кирпич, производимый по новой технологии. Благодаря двойному обжигу он отличался высокой стойкостью к осадкам, землетрясениям и времени. В народе этот кирпич называли также «николаевским», связывая его с качественными постройками эпохи царя Николая II.
После революции и в советский период здание сохранило своё образовательное назначение. Сегодня здесь располагается биологический факультет Самаркандского государственного университета имени Шарафа Рашидова. Ухоженный фасад, восстановленный в рамках недавней реставрации, всё так же выходит на Университетский бульвар, поддерживая дух академической традиции.
Русско-китайский банк
На Университетском бульваре также возвышается бывшее здание Русско-Китайского банка, один из красивейших образцов архитектурного историзма в дореволюционном Самарканде. На его фасаде чётко обозначен год постройки — 1899, а над входом до сих пор видна литера «Б», отсылающая к владельцу — купцу Бауэру.

В конце XIX века развитие новой европейской части города сопровождалось строительным бумом, в том числе банковских и торговых зданий. Банк, учреждённый с участием российского и китайского капиталов, обслуживал экономические связи региона, активно вовлечённого в торговлю по Великому шёлковому пути. Архитектура здания демонстрирует стилистическое многообразие — от античных портиков до модерновых деталей. Историки архитектуры определяют стиль здания как историзм, поскольку он объединяет элементы классицизма, модерна и восточного декора.
Особое внимание привлекает богатый декор: два портика, лепнина, львиные маски, зеркальные вставки на стенах, сохранившиеся с XIX века. Интерьеры оформлены в духе диалога Востока и Запада: если потолки соответствуют классической европейской традиции, то стены украшают резные зеркальные панели в восточном стиле. Это подчеркивает замысел архитекторов, стремившихся не навязывать, а интегрировать европейскую эстетику в контекст Самарканда.

Внутри здания также устроен операционный зал с высоким потолком, уникальной системой отопления с паровыми трубами, проложенными внутри стен — на тот момент это было технологическое новшество.
Здание неоднократно меняло своё назначение: в разные годы здесь размещались областная больница, ректорат университета, административные офисы. Однако с советского периода его фасад оказался скрыт за корпусом физико-химического факультета СамГУ. Лишь реставрация, проведённая по инициативе ректора Рустама Халмурадова в 2021–2022 годах под руководством специалистов Самаркандского архитектурно-строительного университета, позволила вернуть зданию его исторический облик.

Над проектом работали архитекторы и реставраторы — Галина Цыгикало, Хабиб Каюмов, Аскар Хасанов и другие. Их задача заключалась не просто в обновлении фасада, а в научной реконструкции. Были сняты семь слоёв краски, восстановлены орнаменты, решётки, задвижки и лестничные пролёты, бережно сохранены оригинальные мраморные ступени и потолок центрального зала. Особое внимание уделили декоративным элементам: люстрам, портьерам и мебели, стилизованным под дореволюционный интерьер. У входа также вернули фигуры собак Фу — традиционных хранителей капитала в китайской культуре. Скульптура изготовлена из белого китайского мрамора.
Сегодня в здании бывшего банка расположен Музей дружбы Узбекистана и Китая при Самаркандском государственном университете. Его экспозиция посвящена истории Великого шёлкового пути — древнего торгового маршрута, который на протяжении веков соединял культуры и народы двух стран. Музей открыт ежедневно, без выходных, с понедельника по воскресенье с 9:00 до 18:00 (касса закрывается в 17:00). Стоимость входа составляет 5 тысяч сумов для граждан Узбекистана и 25 тысяч сумов для иностранных посетителей.
Дом губернатора
Дом военного губернатора Самарканда 1874 года, расположенный сегодня по адресу: улица Университетская, 1, стал первым капитальным сооружением, построенным за пределами старой городской крепости. С этого здания фактически началось развитие новой, европейской части города. Его возвели по проекту инженеров Владимира Неподкупного и Эдуарда Левенштерна — выпускников инженерных войск Российской империи, прибывших в Туркестан вскоре после завоевания Самарканда.
Архитекторы выбрали необычную для региона конструкцию — двусветный объём, в котором солнечный свет проникает не только через традиционные окна, но и через стеклянные надстройки на крыше, напоминающие мансардные фонари. Такая система обеспечивала естественное освещение канцелярских залов, создавая ощущение простора и открытости, что соответствовало статусу губернаторской резиденции.

В архитектуре здания сочетаются элементы историзма — эклектичного стиля, вобравшего в себя черты классицизма, модерна и восточного зодчества. Каменные порталы, симметрия фасада, резные наличники и традиционный пандус для карет, впоследствии адаптированный под автомобильный въезд, — всё это формирует облик, напоминающий городскую усадьбу или сказочный дворец.
Особняк сразу получил административную функцию и на протяжении 150 лет не менял её. В дореволюционную эпоху здесь находилась канцелярия Туркестанского генерал-губернатора. В советское время здание принял городской исполнительный комитет, а в годы независимости сюда переехал хокимият Самарканда.
Дом общественного собрания
На улице Алишера Навои, среди купеческих особняков конца XIX века, сохранилось здание, известное сегодня как Самаркандский областной театр кукол. Однако его история началась как Дом общественного собрания — главное культурное учреждение русской части города, построенное в 1895 году по проекту архитектора Георгия Сваричевского, того самого, что ранее спроектировал женскую гимназию.
Дом общественного собрания был центром светской жизни Самарканда. Здесь устраивали балы, музыкальные вечера, выставки, заседания клубов и лекции. Здание отличалось продуманной планировкой: в нём располагались зрительный зал на 200 мест, залы для заседаний и отдыха, вестибюли с гардеробом, читальни. Архитектура сочетает неоклассические и эклектичные мотивы, с лёгким намёком на восточную декоративность — как и полагалось в Самарканде конца XIX века.

В советский период здание сохраняло культурную функцию. Когда Самарканд в 1920-х годах был столицей УзССР, здесь находились отделы Наркомпроса и политпросвета. Затем здание стало Русским драматическим театром имени Чехова — одной из первых профессиональных сцен города. Когда труппу перевели в новое здание, исторический особняк отдали театру кукол, который располагается здесь по сей день.
Сегодня в театре регулярно проходят спектакли на русском и узбекском языках. В репертуаре — знакомые с детства сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Колосок», «Винни-Пух», «Хвастунишка», а также новые постановки, вроде недавней премьеры «Волшебная лампа Аладдина». Художник Николай Султанов, один из ведущих мастеров театра, не только создаёт декорации для спектаклей, но и проводит небольшие экскурсии по музею кукол. Цена билета варьируется от 10 тысяч до 25 тысяч сумов. Детям до 3 лет вход бесплатный. Показ постановок проходит с 10:00 до 16:00 с интервалом один час.
Народный дом
Ещё одно выразительное здание «русского Самарканда» — Народный дом, построенный в 1911 году. Этот архитектурный ансамбль задумывался как культурное сердце новой части города: театр, библиотека и музей под одной крышей. Полностью проект реализовать не удалось — началась Первая мировая война, и из трёх функций воплотились лишь две. Проект разработан коллективом архитекторов: начальные работы выполнил Ижицкий-Герман, основной проект принадлежит Гейнцельману, а за строительство и последующие корректировки отвечали Сваричевский и Лебедев. Под руководством последнего здание и приобрело романтический облик.
Фасад Народного дома сочетает в себе историзм с элементами модерна. В архитектуре легко читаются отсылки к европейской готике: стрельчатые арки, башенки, высокая симметрия. Местные материалы, такие как прочный самаркандский кирпич «железняк» и керамические вставки, подчёркивают связь здания с восточной строительной традицией. Плавные линии фасада, резной карниз и декоративные терракотовые элементы придают Народному дому облик сказочного домика.

В интерьере сохранились керамические печи с художественной отделкой и настенные керамические панно с сюжетами, выполненные Людмилой Отченашенко. Над оформлением здания трудилась и заслуженный художник Узбекистана Софья Ракова, автор настенных и печных орнаментов. Все эти элементы — не просто декор, а художественная часть замысла, воплощение идеи «дома для народа».
С самого начала Народный дом был культурным центром. В 1937 году здесь разместилась Городская библиотека им. А. С. Пушкина. Библиотека с богатым фондом переехала в новое здание на бульваре. Освободившееся помещение в 1970-х годах заняла Детская библиотека имени Беруни, которая находилась здесь вплоть до последнего времени. В начале этого года здание закрылось на реконструкцию.
Винодельня купца
Дмитрия Филатова
На улице Махмуда Кашгари возвышается один из самых знаковых промышленных памятников Самарканда — комплекс Самаркандского винного завода имени М.А. Ховренко. Его история начинается с купца первой гильдии Дмитрия Филатова, который ещё в 1870 году приобрёл участок земли для закладки винодельни. Это было первое вино-производственное предприятие в Туркестанском крае, которое работало по европейским технологиям и использовало местное сырьё — сок и виноград из долины Заравшана. Впоследствии здесь начали культивировать новые сорта винограда, завезённые из Грузии, Италии, Франции, Испании и других стран.

В 1910 году рядом с производственными корпусами был построен частный особняк по проекту архитектора Стогова — элегантное кирпичное здание в стиле позднего историзма, с вытянутыми арочными окнами и декоративной лепниной. В нём разместились административные службы винодельни и жилые помещения владельцев.
После установления Советской власти винный завод был национализирован и с 1930-х годов носил имя М.А. Ховренко — известного деятеля советского виноделия, который внёс большой вклад в развитие отрасли в Средней Азии. В советское время завод стал ведущим предприятием по производству десертных, столовых вин, коньяков и ликёров. Его продукция экспортировалась в страны СНГ и за рубеж.
Сегодня завод работает как современное винодельческое предприятие, сохранившее исторические корпуса и архитектурные элементы дореволюционного времени. В особняке Стогова сейчас открыт Музей истории виноделия Самарканда, где можно познакомиться с редкими экспонатами: архивными этикетками, образцами старинной продукции, документами и фотографиями. В музее действует дегустационный зал, где посетителям предлагают попробовать фирменные вина и коньяки, включая знаменитый самаркандский коньяк «Самарканд» и вина сорта «Алиготе».

Завод открыт для экскурсий с понедельника по субботу, с 9:00 до 17:00 (касса закрывается в 16:00). Стоимость посещения музея и дегустационного зала составляет 30 тысяч сумов для граждан Узбекистана и 50 тысяч сумов для иностранных гостей.
Здание военного собрания
Это элегантное и сдержанно-торжественное здание Русского Самарканда построено в 1882 году по проекту архитектора Неподкупного. Военное собрание предназначалось для досуга и встреч офицеров гарнизона, которые в конце XIX века составляли значительную часть европейского населения Самарканда. Здесь проводили приёмы, музыкальные вечера, читали лекции и устраивали клубные собрания.
Архитектура здания — пример историзма с элементами эклектики. Фасад украшают закруглённые окна, классические пилястры, декоративные гончарные вставки и портик с фронтоном, типичный для общественных зданий конца XIX века. Интерьер оформлен в классическом стиле с просторным залом, колоннами, лепниной, фойе с гардеробами. Здание хорошо пережило XX век, и при реставрации восстановили лишь некоторые архитектурные элементы и систему вентиляции.
В советское время здание последовательно функционировало как Гарнизонный Дом офицеров, затем как Дом Красной Армии, а позднее — как Окружной Дом офицеров. Здесь продолжали устраивать концерты, встречи ветеранов, вечера памяти. С начала независимости здание передали Управлению Торгово-промышленной палаты Самаркандской области.
Русско-азиатский банк
На пересечении улиц Навои и Шохи Зинда возвышается эффектное угловое здание с шатровой крышей — бывшее отделение Русско-Азиатского банка. Его построили с 1905 по 1907 год по проекту выдающегося историка и архитектора Бориса Кастальского. Он не просто спроектировал здание, а заложил в его конструкцию дух нового века: рациональность, технологичность и стиль.

Русско-Азиатский банк стал одним из первых зданий Самарканда, где применили железобетонные перекрытия — инженерное новшество того времени. Архитектура здесь ясно демонстрирует влияние раннего модерна: внимание к пластике фасада, декоративные элементы, шатровая крыша, особенно уместная для углового расположения. Похожий приём позже использовали и в других знаковых зданиях Самарканда.
Первоначально банк занимал одноэтажное помещение с обширным подвалом — именно здесь находились банковские хранилища. В 1929 году к зданию надстроили второй этаж. В советский период в нём размещалось общежитие сельскохозяйственного института. Позже здание вернуло себе банковскую функцию: на первом этаже расположилось отделение НБУ — Национального банка Узбекистана.

Сегодня комплекс занимает большую территорию. За фасадом скрыт уютный внутренний двор, где сохранился домик управляющего банком — типичный городской особняк с двусветной надстройкой и выразительной архитектурной пластикой. В 2020-х годах его полностью отреставрировали в рамках проекта Silk Road University. Сегодня в нём базируется арт-пространство галереи Art Station. Это современная выставочная площадка, которая органично сочетается с историческим контекстом.
Пряничный домик
Среди малоэтажной застройки в глубине кварталов к югу от Университетского бульвара скрывается здание, которое самаркандцы с любовью называют Пряничным домиком. Оно построено в 1916 году архитектором Виктором Андреевичем Войцеховичем, служившим в Туркестане и внёсшим значительный вклад в архитектурный облик Самарканда.
Дом проектировался как жилой особняк для купеческой семьи с выразительным фасадом, декоративной лепниной, мягкими линиями крыш и ажурными окнами. Он действительно напоминает сказочный домик из детской книги — именно таким, по словам краеведа Светланы Жуковой, представлял его в детстве сам архитектор. Эта мечта, родившаяся у него в ранние годы, воплотилась в Самарканде, в городе, где он жил и работал почти два десятилетия.

История получила продолжение в семейной памяти. В 1930-е, после смерти жены, Войцехович уехал к сыну в Ленинград. Там родилась его внучка Вероника, и именно для неё дедушка сочинил поэму о Пряничном домике, в которой с любовью описал дом в Самарканде, где когда-то реализовал свою мечту архитектора. Спустя почти век, в 2011 году, взрослая Вероника приехала в Самарканд — найти и увидеть тот самый домик из дедушкиной сказки.
В советское время здание сохранило жилую функцию, позже стало административным. До недавнего времени в нём располагалось управление благоустройства городского хокимията. Сейчас дом находится на реконструкции. Снаружи он по-прежнему напоминает игрушечный особняк: мягкие пропорции, округлые детали, тонкая лепнина и изразцы — всё это делает здание почти театральным.
Особняк Абрама Калантарова
Особняк купца первой гильдии Абрама Исааковича Калантарова строился почти полтора десятилетия: работы начались в 1902 году и завершились в 1916-м, когда на юго-восточном углу усадьбы появилось парадное гостевое крыло, выполненное с большим вкусом и архитектурным размахом.

По преданию, толчком к расширению особняка стали слухи о возможном визите императора Николая II. Желая произвести впечатление на высоких гостей, Калантаров задумал строительство, которое должно было стать не только символом достатка, но и демонстрацией самаркандского гостеприимства. Проект разработал архитектор Е. О. Нелле — один из ведущих зодчих того времени, известный своим умением сочетать модерн, ориентализм, эклектику и черты позднего историзма.
Интерьеры особняка поражали утончённой отделкой и богатством деталей. Потолки расписывали вручную, залы украсили венецианскими зеркалами, цветными витражами, заказанными в Германии, и хрустальными люстрами из Варшавы. Камины и печи облицевали редкими изразцами, специально привезёнными из Европы. Общая стоимость строительства составила более 134 тысяч золотых рублей — колоссальная сумма по меркам того времени.

Художественное оформление парадных помещений доверили лучшим самаркандским мастерам: резчикам по дереву и живописцам-декораторам. Используя восточные техники — тонкую резьбу, роспись натуральными красками — они добились уникального синтеза европейской изысканности и восточной декоративности, сделав интерьер особняка поистине уникальным.
После революции Абрам Калантаров передал здание государству. В 1920-х годах здесь размещался Центральный комитет Коммунистической партии УзССР во главе с Акмалем Икрамовым. С 1934 года в особняке расположился Самаркандский музей. В начале 1981 года в здании была проведена масштабная реставрация: отреставрировали подвесные потолки, линкрустовые обои, роспись из папье-маше и декоративные элементы. В конце 1981 года в особняке открылся Самаркандский областной краеведческий музей. В настоящее время здание временно закрыто на реконструкцию.
Дома Туманова и Ахунбабаева
На отрезке улицы Буюк Турон сохранилась пара особняков, которые представляют собой два разных подхода к архитектуре начала XX века — один возводился как частное жилище, второй — как служебное здание.
Особняк инженера и архитектора Туманова построен в 1912 году. Это дом, спроектированный для себя, — редкий случай, когда архитектор выступал и заказчиком, и исполнителем. В основе здания лежит комбинация сырцового кирпича и высокопрочного обожжённого «железняка». Такое сочетание не только обеспечивало прочность конструкции, но и позволяло создать выразительный архитектурный образ. Дом сохранил элементы оригинального декора: дверную ручку из прессованного стекла, пропорции окон, фактуру стен. Сегодня он продолжает служить по своему первоначальному назначению — как жилое пространство. И, что особенно приятно, жители поддерживают аутентичность здания, не нарушая его облика.
Рядом располагается здание начала XX века, известное как дом Ахунбабаева. Оно было построено около 1900 года и с самого начала использовалось как городское хозяйственное правление. В советское время, когда Самарканд стал столицей УзССР, в этом доме проживал Юлдаш Ахунбабаев — первый председатель Центрального исполнительного комитета республики. Позднее в особняке размещалось Общество Красного Креста. Просторный двор и по сей день украшает старый раскидистый дуб, а на входе сохранилась массивная деревянная дверь с изящной резьбой и медной фурнитурой. В 2000-х здание занимал учебный центр иностранных языков. Сейчас в здании ведутся ремонтные работы.
Святыни на одной дуге
В европейской части Самарканда проходит буквально одна улица, вдоль которой расположены религиозные здания разных конфессий. Если двигаться по дуге, можно совершить небольшое паломничество — от одного храма к другому, от одной традиции к следующей, и каждая из них имеет свою уникальную историю.

Первым на пути стоит Свято Алексеевский собор. Его строительство велось в 1909-1911 годы по проекту архитекторов Фёдора Вержбицкого и Фёдора Смирнова. Храм был возвращён верующим уже в годы независимости — в 1996 году, когда в Самарканд с официальным визитом прибыл Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, чтобы лично освятить собор. Величественное здание в русском стиле до сих пор остаётся действующим и продолжает играть важную роль в жизни православной общины города.
Всего в нескольких шагах от него — римско-католическая церковь Святого Иоанна Крестителя, построенный в 1916 году. Его появление связано с судьбами военнопленных Первой мировой войны — поляков, австрийцев, венгров, оказавшихся в Туркестане. Представители католической общины обратились в Туркестанское генерал-губернаторство с просьбой разрешить строительство храма, и получили одобрение. Архитектурный проект выполнил Е. О. Нелле, один из виднейших архитекторов региона. Руководили строительством инженеры Домбровский, Шитко и Рыбчинский. Костёл возвели на пожертвования прихожан. По сей день он привлекает гармонией линий и аккуратностью архитектуры.
По соседству в 1903 году построена первая в Самарканде армяно-григорианская церковь Святой Богородицы. Она возведена по инициативе и на средства местной армянской диаспоры, состоявшей в основном из купцов. В советское время здание, как и многие храмы, было закрыто и использовалось как административное помещение. Приходская школа при храме была переоборудована в Дом культуры. Несмотря на все перипетии ХХ века, здание церкви уцелело и стало важным символом армянского наследия Самарканда.
Если свернуть с улицы чуть в сторону, можно выйти к старинному купеческому особняку конца XIX века, в котором с 1990-х годов располагалась синагога бухарских евреев «Ор-Авнер». Сюда переместился национальный культурный центр еврейской общины. Здание сохранило черты восточной эклектики, характерной для Самарканда начала XX века: изящные арки, деревянные резные элементы и теплый оттенок саманного кирпича. Сегодня синагога все ещё действует, а дворик особняка часто принимает гостей на праздничные трапезы и общинные мероприятия.
Продвигаясь дальше, можно выйти к Покровскому собору, построенному в 1905 году по проекту архитектора И. П. Лебедева. После землетрясения 1907 года, повредившего колокольню, собор был восстановлен на средства горожан. Это один из немногих храмов, который никогда не закрывался в советское время, благодаря чему здесь сохранились старинные иконы, росписи и внутреннее убранство начала XX века.
Буквально в 150 метрах от собора возвышается мечеть Хазрати Юсуф Хамадани, построенная в 1910 году. Она остаётся важной частью религиозной жизни мусульман. Облик мечети прост, но в этом и заключается красота.
И, наконец, завершает это символическое кольцо Георгиевская церковь (воинская церковь), построенная в 1882 году во имя Святого Георгия Победоносца. Проект выполнил архитектор Николай Лемке, один из видных представителей строительного ведомства Российской империи. Храм возведён в византийском стиле — характерной черте архитектуры православных церквей Средней Азии конца XIX — начала XX века. В 2022 году в стенах Георгиевской церкви разместился Музей дружбы народов и религиозной толерантности. Он открыт ежедневно с 9:00 до 17:00, вход стоит 10 тысяч сумов для местных жителей и 35 тысяч — для иностранцев.
Такой маршрут по улицам Самарканда не только рассказывает об истории религий, но и наглядно показывает, насколько многослойным и многоконфессиональным был и остаётся город. В Самарканде рядом могут стоять православный храм и мечеть, костёл и синагога, армянская церковь и музей дружбы народов — и всё это на фоне живописной архитектуры, свидетельствующей о богатом историческом прошлом. Именно это делает Самарканд таким особенным — городом, в котором Восток и Запад не противопоставлены друг другу, а переплетены в единое, живое культурное пространство.
Материал подготовлен при поддержке Комитета по туризму Узбекистана

Текст подготовила Фарзона Хамидова.

Авторы фотографий: Евгений Сорочин.

Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию Gazeta. С условиями использования материалов, размещённых на сайте интернет-издания Gazeta, можно ознакомиться по ссылке.



Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz

Made on
Tilda