Исцеление искусством
Как смотреть Бухарское биеннале современного искусства
Биеннале «Рецепты для разбитых сердец» приглашает искать исцеление через искусство и совместное творчество. До 20 ноября Старый город Бухары будет действовать как лаборатория культурного обмена с участием более 70 арт-проектов. «Газета.uz» подготовила гид: куда пойти, что посмотреть и чем заняться.
Биеннале «Рецепты для разбитых сердец» приглашает искать исцеление через искусство и совместное творчество. До 20 ноября Старый город Бухары будет действовать как лаборатория культурного обмена с участием более 70 арт-проектов. «Газета.uz» подготовила гид: куда пойти, что посмотреть и чем заняться.
Этой осенью Бухара стала центром международного культурного события. В её узких улочках и за высокими стенами медресе открылись выставочные залы, а караван-сараи превратились в арт-пространства. Здесь, в сердце Старого города, с 5 сентября по 20 ноября 2025 года проходит международная биеннале современного искусства под названием «Рецепты для разбитых сердец».

На протяжении десяти недель Бухара будет принимать художников, кураторов и гостей из разных стран. Более 70 инсталляций, созданных зарубежными авторами совместно с узбекскими мастерами, превратят древний город в открытую площадку для диалога традиционных ремесёл и современного искусства. Организатор мероприятия Фонд развития культуры и искусства Узбекистана стремится показать город в новом культурном измерении и наполнить его яркими событиями — от масштабных художественных экспозиций и творческих встреч до гастрономических перформансов, мастер-классов от ремесленников и музыкальных выступлений под открытым небом.
«Газета.uz» подготовила гид по Бухарской биеннале: рассказываем об идее фестиваля, его значении для города, архитектурных особенностях площадок, представленных арт-работах и гастрономической части фестиваля.
Что такое биеннале и зачем оно Бухаре
Биеннале (в переводе с итальянского biennale — «двухгодичный») представляет собой международную выставку современного искусства, которая проводится раз в два года и объединяет художников со всего мира. Впервые такой формат появился в Венеции в 1895 году, а сегодня в разных странах проводится около трёхсот биеннале. Теперь к этой карте культурных событий присоединилась и Бухара.

«Бухара — это город, который веками пленял человеческое воображение. На протяжении более двух тысяч лет его улицы, памятники и легенды формировались под влиянием идей, культур и людей. Здесь знания освещали путь целым цивилизациям, а поэзия, наука и ремесло процветали бок о бок. Сделать Бухару площадкой для первой международной биеннале современного искусства в Узбекистане — не жест ностальгии, а акт уверенности: этот город способен вновь стать мировым центром творчества, диалога и обмена», — говорит Гаянэ Умерова, комиссар биеннале и председатель Попечительского совета Фонда.
Идея биеннале родилась в рамках масштабной программы Фонда развития культуры и искусства Узбекистана по возрождению центра Старого города. Вместе с международными партнёрами Фонд не только сохраняет наследие Бухары, но и превращает его в пространство современного искусства и образования. Это часть культурного возрождения, которое инициировал президент Шавкат Мирзиёев.

Первая Бухарская биеннале — кульминация этой работы. Она демонстрирует, что современное искусство может дополнять традицию, открывать новые формы чувствования и мышления. Художественный руководитель и куратор биеннале Диана Кэмпбелл объединила в проекте более 140 участников: международных авторов, молодых художников Центральной Азии и местных ремесленников. Все представленные работы созданы в Узбекистане, а сама биеннале становится трибьютом мастерам, чьи знания и умения поддерживали культурную идентичность Бухары на протяжении веков.

«Их мастерство и забота, передаваемые из поколения в поколение, составляют основу того, что мы строим сегодня. И особенно трогательно видеть, как в диалоге между художниками и ремесленниками из старых знаний рождаются новые формы. Эти произведения искусства, появившиеся на пересечении традиции и современности, наглядно показывают, что в творчестве мы все говорим на одном языке», — отмечает Гаянэ Умерова.
Цель Бухарской биеннале — показать, что ремесло и современное искусство равноправны. В мире искусства ремесленники часто остаются «за кадром»: их труд воспринимается как техническое исполнение идей художников, без упоминания о настоящем авторстве. Здесь же ремесленники становятся полноправными соавторами. Их знания, материалы, ручная работа — это не только средство воплощения замысла, но и часть самого художественного высказывания.

«Такое сотрудничество открывает новый взгляд на традиции. Вместо простого повторения знакомых форм местные мастера получают возможность переосмысления, дополнения и обогащения идеями современных художников. Для них это стало и вызовом, и источником вдохновения: они увидели, что их умения могут звучать по-новому и развиваться дальше. Это попытка вдохнуть жизнь в древние традиции, сделать их частью современного искусства и показать миру, что ценность ремесла не менее значима, чем ценность концепции», — объясняет Анастасия Скворцова, продюсер биеннале.
Как лечит искусство
Главная тема первой Бухарской биеннале звучит неожиданно поэтично — «Рецепты для разбитых сердец». Но за этим метафорическим образом скрывается глубокое исследование того, как искусство помогает человеку справляться с переживаниями и находить новые формы единения.

По словам художественного руководителя биеннале Дианы Кэмпбелл, сердце — это не только орган, поддерживающий жизнь, но и центр, где соединяются разум, душа и тело, где материальное соприкасается с духовным. Оно хранит память, формирует идентичность, откликается на боль и любовь, а в искусстве становится источником воображения и интуиции.

«Сердце обладает такой мощной воображающей способностью, что может изменять мир — через сочетание знания и любви. Эта “интеллектуальная чувствительность” делает его не менее значимым, чем разум: именно через сердце человек осознаёт, как его мысли, слова и поступки воздействуют на мир и в то же время формируются им. Но потому и боль сердца переживается особенно остро. В то же время именно в этой боли скрывается потенциал для преображения: разбитое сердце становится учителем, универсальным опытом, который объединяет людей во времени и пространстве и находит выражение в творчестве», — отмечает Кэмпбелл.
Название «Рецепты для разбитых сердец» отсылает к Бухаре десятого века — эпохе философа и врача Абу Али ибн Сины, который связывал здоровье с гармонией души и тела. Он уделял внимание не только лечению физических болезней, но и исследованию душевных страданий — задолго до того, как в науке появилось понятие нейробиологии. По легенде именно Авиценна придумал рецепт плова, чтобы исцелить юного принца, томимого несчастной любовью к дочери ремесленника. Таким образом еда становилась одновременно лекарством и утешением, а совместная трапеза — способом вернуть радость жизни.

Эта история раскрывает ключевую метафору биеннале: «рецепты» — это не только кулинарные, но и культурные практики, традиции, формы искусства, которые помогают преодолевать кризисы и сохранять чувство общности. Так же, как вкусный ужин способен облегчить горечь утраты, так и искусство, музыка, ремесло и совместное творчество помогают исцелять разочарования, разрывы и травмы — личные и коллективные.
Как объясняет Анастасия Скворцова, биеннале выстраивается как большой пир искусства: выставки, перформансы, музыка, гастрономические проекты и мастер-классы складываются в единый «дастархан», за которым собираются художники, ремесленники, повара, музыканты и зрители. Каждый вносит свою часть — и из этих «ингредиентов» рождается общее пространство, где сердце может найти утешение, а человек — ощущение сопричастности.
Историческая архитектура как выставочное пространство
Историческое ядро Бухары всегда формировалось под влиянием движения людей и культурных потоков. С самых первых дней существования города, через период его расцвета на Великом шёлковом пути и в последующие столетия, Бухара постоянно поддерживала торговые, образовательные и духовные связи с соседями и дальними землями. Эта многовековая динамика нашла отражение в архитектуре города: мечети, медресе, караван-сараи и другие сооружения хранят следы непрерывного строительства, перестроек и адаптаций.

Креативный директор по архитектуре биеннале Ваэль Аль Авар решил сохранить историческую целостность города, одновременно открыв его для современного культурного взаимодействия. В рамках подготовки к биеннале ранее закрытые исторические здания отреставрировали и включили в новый культурный район Бухары, получивший название «Творческий город ремёсел и народного искусства».
Одним из центральных объектов стала мечеть Магоки Аттори — памятник средневековой архитектуры у площади Ляби Хауз. Изначально построенная как зороастрийский храм, она со временем трансформировалась в мечеть, затем в синагогу, а после и в музей ковров. Сегодня её интерьеры адаптированы под информационный центр, посвящённый истории города. По словам креативного директора, это демонстрирует, что архитектура Бухары всегда была не просто объектом созерцания, но и пространством для взаимодействия с людьми и культурой.

«Архитектура биеннале — это не ряд временных павильонов и не новые сооружения. Мы работаем с уже существующими зданиями, превращая их в последовательность городских пространств, которые будут использоваться по-новому как во время выставки, так и после неё. Посетители смогут открывать исторические объекты заново, а местные жители взаимодействовать с культурным пространством Старого города. Именно так всегда функционировала архитектура Бухары, служившая местом встречи для приезжих из самых разных мест — будь то купцы, учёные, теологи или путешественники — и одновременно уютным, гостеприимным домом для её жителей», — делится Ваэль Аль Авар.
Главные площадки биеннале
Центральная часть Бухарской биеннале развернулась в пяти обновлённых исторических зданиях в сердце Старого города: ансамбле Ходжа-Гавкушон, караван-сараях Фотхулладжон, Айозжон, Ахмаджон, и Улугбек Тамокифуруш, медресе Рашид и мечети Ходжа Калон. Каждый из этих объектов выступает как этап на пути исцеления души: от переживания утраты и осмысления боли до обретения мягкости сердца, внутреннего равновесия и соединения с обществом. Через искусство посетители проходят этот путь, открывая для себя исторические пространства заново и взаимодействуя с ними на эмоциональном и духовном уровне.
Общественные пространства
Прежде чем войти в исторические здания, организаторы предлагают начать знакомство с биеннале в самих улицах и площадях Бухары, где по до сих пор живут и работают ремесленники. Прогулка по 500-метровому маршруту начинается у Токи Саррафон — одного из торговых куполов XVI века, где некогда индийские и еврейские купцы обменивали деньги. Дальше путь ведёт вдоль древнего канала Шахруд, который снабжал город водой из Зарафшана. Затем гости проходят мимо одного из сохранившихся бассейнов-хаузов перед ансамблем Ходжа-Гавкушон, который служил не только источником воды, но и местом встреч, отдыха и духовного очищения.
Караван-сараи
Четыре взаимосвязанных караван-сарая — Фотхулладжон, Айозжон, Ахмаджон, и Улугбек Тамокифуруш, построенные в XVIII–XIX веках, служили жильём для торговцев и центром продажи. Здания включают центральный двор, окружённый небольшими комнатами-хужрами, а также нишами для кормления ослов и конюшнями для лошадей. В XX веке караван-сараи превратили в жилые дома, со временем они обветшали. В 2000-х восстановили только два здания, остальные так и остались в руинах. В рамках биеннале комплекс раскрывается через концепцию сердца: посетители проходят через соединённые пространства, где художники из разных стран от Афганистана до Австралии исследуют тему сердечных ран и восстановления. Караван-сараи становятся символом того, что общество, подобно Бухаре, может возрождаться после утрат, находя исцеление и мир в совместном творчестве.
Медресе Гавкушон
Медресе Гавкушон, построенное в 1570 году на месте бывшего скотного рынка, много веков было центром учёности. Здесь находились более 30 комнат, библиотека и просторная молельная зала. В XX веке здание утратило своё образовательное значение и было переоборудовано под жильё и ремесленную школу. Сегодня оно обрело новое звучание как «Дом чутких сердец» — пространство, где обучение строится не только на знаниях, но и на чувствах. Здесь под сенью четырёх старых тутовых деревьев проходят литературные встречи, мастер-классы ремесленников и творческие занятия, объединяющие библиотеку, чайную и студии. Вдохновлённое традицией Багдадского Дома Мудрости, медресе вновь становится местом свободного обмена опытом и идеями, где, по словам Шамса Табризи, «научиться можно через чтение, но понять — только через любовь».
Мечеть Ходжа Калон
Возведённая в 1598 году по инициативе шейха Ходжи Саида, известного как Ходжа Калон, мечеть считалась второй по величине в Бухаре и входила в ансамбль Гавкушон. В XX веке здание оказалось в запустении: большая часть комплекса была разрушена, сохранился лишь минарет, а портал восстановили уже в 1990-х. Сегодня руины становятся частью нового прочтения — пространство мечети превращено в место духовного исцеления, где искусство исследует чувство трепета как важнейший источник внутреннего равновесия. Здесь рождается диалог о том, как переживание красоты и прикосновение к чему-то большему помогает человеку преодолеть собственные ограничения и обрести связь с жизненной силой Земли.
Медресе Рашид
Медресе Рашид, построенное в XVIII–XIX веках афганским торговцем чаем Абдурашидом, стоит рядом с каналом Шахруд в старом квартале вышивальщиков. Когда-то здесь учились студенты, молились и жили, но в XX веке здание утратило своё значение — его превращали то в жильё, то в мастерскую по ремонту техники. Теперь медресе обретает новую жизнь, становясь пространством, где говорят о том, как справляться с болью и находить силы двигаться дальше. Представленные здесь работы предлагают разные пути: смех и юмор, чтобы отпустить тяжесть, ритуалы скорби, чтобы придать форму невысказанным чувствам, и социальные практики, возвращающие к связи с другими людьми. Так медресе превращается в мастерскую внутреннего восстановления, напоминая, что исцеление возможно только шаг за шагом и в совместном опыте.
Фокус на арт-проекты
Биеннале в Бухаре — это не только работа с пространством и историческими зданиями, но и встреча с искусством современных художников. Каждый из участников обращается к теме боли и утрат — личных или коллективных. Но в их работах нет финальной точки: через живопись, перформансы и инсталляции авторы ищут пути исцеления, превращая искусство в язык надежды и восстановления.

«В каждой локации работают медиаторы — проводники между художником и зрителем. Перед открытием биеннале они прошли обучение с куратором, чтобы лучше понимать замыслы проектов. Их задача — помочь посетителям не только познакомиться с работами, но и обсудить их, порефлексировать, взглянуть глубже. Благодаря чему биеннале раскрывается как живая мастерская совместного исцеления, где встреча с искусством становится встречей людей друг с другом», — отмечает Анастасия Скворцова.
Вкус как часть искусства
В Бухаре еда стала не просто дополнением к биеннале, а важной частью её идеи. В медресе Абдурахмона Алама, построенном в 1809 году, открылся ресторан Café Oshqozon. Его название связано с узбекским словом «ошқозон», которое одновременно означает и желудок, и сосуд для приготовления пищи. Этот двойной смысл подчёркивает идею биеннале как живого организма: так же как желудок питает тело, общие трапезы питают атмосферу доверия и взаимного исцеления.

Меню Café Oshqozon разработали художник Карстен Хёллер (Германия/Швеция), шеф-повар Даниэле Пуричелли (Италия), шеф ресторана Brutalisten Коэн Дилеман (Нидерланды), а также узбекские мастера кулинарии Бахриддин Чустий и Павел Георганов. Участники предложили необычный подход: каждое блюдо строится вокруг одного главного продукта — меняются текстура, специи и подача, но основа всегда остаётся той же. Такой формат позволяет глубже прочувствовать сам ингредиент и превращает трапезу в особый опыт. Гостей ждут кулинарные мастер-классы и лекции, где еда раскрывается как часть культуры и искусства.
Расписание гастрономических перформансов:
  • 19–20 сентября – Лилиан Корделл (Великобритания)
  • 23–24 сентября – Елена Рейгадас (Мексика)
  • 3–5 октября – Павел Георганов (Узбекистан)
  • 10–12 октября – Фатмата Бинта (Сьерра-Леоне)
  • 17–19 октября – Бахриддин Чустий (Узбекистан)
  • 24–26 октября – Екатерина Енилеева, Александр Толкачёв, Владимир Когай (Узбекистан)
  • 7–8 ноября – Зури Камиль де Соуза (Индия/Франция)
  • 16–20 ноября – Чонг Кван (Южная Корея)
Расписание других мероприятий будет появляться на сайте биеннале по мере приближения дат.

Автор текста и фотографий: Фарзона Хамидова.

Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию Gazeta. С условиями использования материалов, размещённых на сайте интернет-издания Gazeta, можно ознакомиться по ссылке.



Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz

Made on
Tilda