Must visit: новый музей искусств в Алматы
Гид по первому частному музею современного искусства
в Центральной Азии
Теперь, чтобы посмотреть на произведения современного искусства мирового уровня, узбекистанцам не нужно получать визу и лететь на другой край света. В Алматы открылся новый музей искусств Almaty Museum of Arts. «Газета» рассказывает, что делает его обязательным для посещения.
Теперь, чтобы посмотреть на произведения современного искусства мирового уровня, узбекистанцам не нужно получать визу и лететь на другой край света. В Алматы открылся новый музей искусств Almaty Museum of Arts. «Газета» рассказывает, что делает его обязательным для посещения.
Спустя три года после начала строительства в 2022-м в Алматы открылся музей искусств Almaty Museum of Arts (AMA). Это первая в Центральной Азии частная арт-институция, в собрании которой, наряду с региональными художниками, преимущественно казахстанскими, имеются работы звёзд мировой величины: скульптора Ричарда Серры, пионера видеоарта Билла Виолы (США), художников Яёи Кусамы (Япония) и Ансельма Кифера (Германия).
Своим появлением музей обязан предпринимателю и меценату Нурлану Смагулову, который владеет холдингом Astana Group и входит в список богатейших бизнесменов Казахстана по версии журнала Forbes. Будучи коллекционером с 30-летним стажем, он передал в музейный фонд 700 произведений искусства из личного собрания. 

Строительство культурного учреждения мирового уровня, его техническое оснащение и формирование коллекции обошлось меценату в 120 млн долларов.
Миссия музея
На пресс-конференции накануне официального открытия AMA, которое состоялось 12 сентября, Нурлан Смагулов рассказал журналистам, что музей искусств в родном городе Алматы был его давней мечтой. 

Её корни уходят в начало 1980-х — недолгое время учёбы в Московском институте стали и сплавов (МИСиС). В первое же воскресенье после начала занятий 17-летний Смагулов отправился в Пушкинский музей, где увидел Матисса, Моне и импрессионистов, Сезанна, Фернана Леже. С того дня и до возвращения в Казахстан он чаще бывал в музеях и театрах, чем на лекциях.
После распада СССР Смагулов занялся предпринимательской деятельностью. В 1992-1993 годах создал компанию Astana Motors и запустил первый одноимённый автосалон. В 2000-х построил первый торгово-развлекательный центр MEGA Alma-Ata. Тогда же в «Тойота-центре» на проспекте Суюнбая бизнесмен открыл свою первую частную галерею «Алма-Ата», где проходили выставки, музыкальные и поэтические вечера. К этому времени он уже 10 лет занимался коллекционированием работ казахстанских художников, а также начал приобретать на аукционах западное искусство. Оригинальная живопись, графика и скульптуры появляются в офисах компаний Смагулова и других его объектах, включая заводы. Эта традиция существует до сих пор.
«Оказывается, то, что происходит с человеком в 17 лет, глубоко закладывается и потом просыпается. Мы строили заводы, [торговые и дилерские] центры, но всё время казалось, что Алматы не хватает какого-то украшения, короны. У меня развился комплекс из-за того, что мы не построили хороший музей изобразительного искусства», — поделился Нурлан Смагулов.
Для Смагулова Almaty Museum of Arts не очередной бизнес-проект, и открыл он его не для того, чтобы заработать. Это попросту невозможно — ни один музей в мире, даже самый популярный, себя не окупает. По словам предпринимателя, выручки с продажи входных билетов не хватит даже на то, чтобы покрыть расходы на клининг — билет стоит 2 000 тенге (3,6 доллара США или 45 тысяч сумов).

За мечтой о музее стоит намерение качественно изменить жизнь общества и страны. То, что это реально, подтверждают примеры из прошлого, на которые ориентируется Смагулов. Например, деятельность русских меценатов Третьякова, Мамонтова, Щукина, Морозовых повлияла на развитие культуры и искусства в России в конце XIX–начале XX века, а собранные ими коллекции легли в основу музейных собраний. Или история промышленного испанского города Бильбао, который прославился на весь мир после открытия там музея Гуггенхайма.
«Не менее важны для меня первые казахские правительства, выходцы из Алаш-Орды, которые во время голода, при высокой неграмотности населения открывали консерватории, театры, издательства, университеты, студию “Казахфильм”. Они думали о том, что очень важно развивать духовность нашего общества. Не хлебом единым [жив человек]», — сказал Смагулов.
Меценат считает, что такому мегаполису, как Алматы, где, согласно данным Бюро национальной статистики Казахстана, проживает 2,3 млн человек, нужно больше музеев и художественных институций для того, чтобы показывать искусство Казахстана, Центральной Азии, а также привлекать в страну международные арт-проекты и выставки.
Это созвучно миссии Almaty Museum of Arts, который позиционирует себя как живой культурный центр с образовательными программами для детей и взрослых, а также исследовательскими инициативами в сотрудничестве с ведущими мировыми институциями. Среди последних лондонская галерея современного искусства Tate Modern и благотворительный фонд Getty Foundation (Лос-Анджелес, США). Первые совместные проекты стартуют уже в октябре-ноябре.
Выставочная деятельность AMA, по словам директора по музейной работе Меруерт Калиевой, будет сводиться к двум масштабным экспозициям в год.  

«Одну из выставок, посвящённую центральноазиатскому искусству или темам, которые близки нашим художникам, будет готовить музей. К организации второй планируем привлекать зарубежные культурные институции, поскольку нашей важной задачей является не только собирать, изучать, сохранять и показывать искусство Центральной Азии, но и привозить в Казахстан лучшие образцы совриска, чтобы наша аудитория могла с ними познакомиться. Будет очень интересно посмотреть, как это повлияет на развитие искусства в Казахстане и регионе», — рассказала Меруерт Калиева. 

По её словам, первый международный выставочный проект музей примет летом 2026 года.
Архитектура музея
Музей искусств Алматы находится в деловом центре города, на пересечении оживлённых проспектов Назарбаева и Аль-Фараби. На этом месте легко представить бизнес-центр с дорогими офисами или торговый комплекс — под стать окружению. Однако на земельном участке площадью около 2 гектаров, который когда-то занимала бензоколонка, долгое время ничего не «росло». Пустырь переходил из рук в руки, пока в 2020 году акимат города не передал его Нурлану Смагулову в аренду на безвозмездной основе.
Первым шагом к исполнению мечты стало объявление международного конкурса на разработку проекта музея. В нём приняли участие архитекторы из Великобритании, Дании, Австралии и Японии — в лице одного из самых известных современных архитекторов Кэнго Кумы. Выбор пал на британское архитектурное бюро Chapman Taylor, с которым Смагулов уже сотрудничал. Команда под руководством Криса Ланксбери разработала для бизнесмена более 10 проектов, среди которых ТРЦ MEGA Silk Way и дилерский центр Lexus Astana (Астана), Mega-2 (Алматы) и другие. Музеи бюро до этого не проектировало.

К работе привлекли ведущие международные компании: за инженерные системы отвечало Buro Happold, консультантами по музейному планированию выступили специалисты Lord Cultural Resources. Они участвовали в создании Большого Египетского музея в Гизе, Лувра в Абу-Даби, Музея исламского искусства в Дохе и т.д.
Almaty Museum of Arts представляет собой двухэтажное здание площадью 10 060 кв.м, которое состоит из двух контрастных L-образных блоков. Один облицован известняком Юрского периода, который добывают только в Баварии. Эта «природная» часть конструкции отсылает к горам, обступившим Алматы. Другой блок покрыт алюминиевыми панелями, символизирующими современный город, его динамику и напор.

Архитекторы подумали и о совместимости музея с новым зданием театра Алматы (Almaty Theatre), который находится совсем рядом: согласованные масштаб, цветовые решения и формы создают полноценный ансамбль. 

В декоративной отделке фасада и интерьера используется сталь Corten, которая со временем покрывается защитной ржавой плёнкой, останавливающей коррозию материала.
«В строительстве мы использовали дорогие и долговечные материалы. Везли из-за рубежа, поэтому работа длилась более трёх лет. Это первая такая большая стройка для нас. Обычно мы справляемся за 12-18 месяцев. Музей оказался очень ответственным мероприятием. Мы не могли построить его так, чтобы через 30-50 лет пришлось перестраивать», — сказал Смагулов.
Центральную часть здания занимает Art Street («Улица искусства») — вытянутое пространство площадью 1 112 кв.м., которое объединяет функции лобби, атриума и площадки для проведения мероприятий. В его визуальном решении нашли отражение формы и рельеф величественного Чарынского каньона. Очень светлая, с высоким потолком (18 м), «улица» соединяет выставочные залы, кафе и магазин. Здесь же экспонируется большое керамическое панно Фернана Леже «Женщины с попугаем».
На первом этаже музея располагаются залы «Сарыарка» (520 кв.м.) — для временных выставок и «Улы дала» (более 1000 кв.м.) — для постоянной экспозиции. Пространство площадью 550 кв.м. занимает арт-объект «Перекрёсток» американского скульптора Ричарда Серры. 
Второй этаж занимают работы всемирно известных художников Яёи Кусамы, Билла Виолы и Ансельма Кифера. Также здесь находятся залы «Алатау» и «Эл-Фараби». Последний представляет собой уникальное пространство-трансформер площадью 180 кв.м., что позволяет адаптировать его под различные мероприятия и экспозиции.

Проектом предусмотрены помещения для фондохранилища, реставрационную мастерскую и креативного пространства «Шеберхана», где будут проводиться образовательные программы и мастер-классы.
На благоустроенной озелененной территории музея, помимо фонтанов и зон отдыха, установлены три арт-объекта, выполненные для AMA по заказу Нурлана Смагулова. Их авторы тоже иностранцы. Это каталонец Жауме Пленса, художник британско-нигерийского происхождения Йинка Шонибаре и польско-немецкая художница Алисия Кваде.
Текущие выставки
«Конактар»
Первых посетителей Almaty Museum of Arts встретил двумя крупными выставками. Экспозицию «Конактар» («Гости») подготовила главный куратор музея Инга Лаце. В неё вошли живопись, графика, линогравюры, скульптуры и инсталляции, видеоарт из коллекции AMA. Работы охватывают период, начиная с 1940-х годов по наши дни.

Главная тема выставки — традиции гостеприимства, которые берут начало ещё в древних кочевых обычаях народа и являются важной частью казахстанского культурного кода. Сопутствующая — тема внутренней и внешней миграции, повлиявшей не только на трансформацию страны, но и всего региона.
Ключевых картин на выставке две: «Той чабанов» (1965) Айши Галимбаевой, первой профессиональной художницы в Казахстане, и «На целине. Обед» (1960-е) живописца Салихитдина Айтбаева, ключевой фигуры казахских шестидесятников — течения, которое разрабатывало национальный визуальный язык, основанный на местной культуре, но открытый для мировых художественных течений.
Первая работа определяет настроение и содержание той части экспозиции, лейтмотивом которой является гостеприимство. Здесь много картин, посвящённых приготовлению еды и другим повседневным занятиям, праздникам, народным гуляниям и семейным торжествам, дружбе, музыке, которая обязательно их сопровождала.
Полотно «На целине. Обед» задаёт тон разговору о миграции, добровольной и вынужденной. Айтбаев обращается к теме освоения целины — масштабной советской кампании по расширению сельского хозяйства, которая сопровождалась массовым переселением людей по Казахстану (1954-1965). Один из главных образов в этом блоке — степь. По тому, как он меняется с нарочито оптимистичного на тревожный, мистический, можно проследить, как художники переходили от светлого романтизма советской эпохи к постсоветской неопределённости.
Помимо ключевых представителей казахстанского искусства, экспозиция знакомит с современными художниками Центральной Азии, в числе которых Диляра Каипова (Узбекистан) и Чингиз Айдаров (Кыргызстан). 

Выставка «Конактар» будет открыта до августа 2027 года.
Ретроспективная выставка Алмагуль Менлибаевой
«Я всё понимаю»
«Я всё понимаю» (18+) — первая масштабная ретроспектива казахстанской художницы Алмагуль Менлибаевой, имя которой стало знаковым для современного искусства Центральной Азии. Выставка под кураторством Гридтии Гавивонг, художественного руководителя арт-центра Джима Томпсона в Бангкоке (Таиланд), ведёт по творческому пути Менлибаевой с конца 1980-х годов до наших дней.
В увлекательном и насыщенном хронологическом обзоре можно выделить, как минимум, две сюжетные линии. Одна рассказывает о том, как из «примерной советской девочки» выросла свободолюбивая бунтарка, не признающая рамок и ограничений. Другая погружает в культурную жизнь Алматы 90-х с андеграундными сообществами вроде хиппи-коммуны «Зелёный Треугольник», в которой стало возможным зарождение течения «панк-романтический шаманизм». По определению Менлибаевой, оно представляет собой совмещение «древних традиций мистического казахского искусства с раскованными поисками панков, которые знают о трансавангарде, но не хотят вплетаться в какое-нибудь течение, а используют только свой индивидуальный опыт, делая только то, интересно».
Интересно Алмагуль Мелибаевой всё: от работы с войлоком, живописи и графики в 90-х до фотографии, перфоманса и видеоарта, на которых она сосредоточилась в начале 2000-х, после переезда из Алматы в Берлин. В искусстве художница обращается к темам феминизма, экологии, политики идентичности и мифологии Центральной Азии.
Подобно тому, как Менлибаева создаёт свои произведения из мифов, истории и личного опыта, с экспозицией взаимодействует куратор — Гавивонг включает в неё подборки видео и фотопроектов, уникальные архивные материалы: детские рисунки, грамоты, снимки, вырезки из газет.
Состоит выставка из двух частей, следующих друг за другом.

Первая открыта для посещения до января 2026 года. Она посвящена символическим ландшафтам Центральной Азии: Степи, мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави, Аральскому морю и древнему региону Мавераннахра. Эти места переосмыслены в видеоработах «Бабочки Айша-Биби» и «Сны Трансоксианы». Завершает раздел инсталляция «Курчатов 22», в которой исследуется трагическое наследие ядерного полигона в Семипалатинске.
С февраля 2026 года зрителям станет доступна вторая часть выставки, которая переносит взгляд на геополитические пространства и места памяти Казахстана. Видео «Исход» было снято на руинах сталинских лагерей близ Караганды, а «Молоко для ягнят» размышляет о стойкости кочевых традиций. Завершит выставку монументальная работа «Улугбек», посвященная самаркандскому астроному XV века.
Зарубежная коллекция
Almaty Museum of Arts — первый и пока единственный в Центральной Азии музей, в коллекции которого имеются работы всемирно известных художников. Монументальные скульптуры и инсталляции находятся не только во внутренних помещениях, но и на прилегающей к зданию территории, идентифицируя его как культурную институцию.
На улице арт-объектов три. На создание «Препозиции» берлинскую художницу Алисию Кваде вдохновило урочище Торыш в Мангистау, известное как «долина шаров». Композиция из 16 массивных каменных сфер и металлической конструкции представляет собой поэтическое размышление о пространстве, гравитации и месте человека во Вселенной.
Британско-нигерийский художник Йинка Шонибаре создал для музея 8-метровую «Скульптуру ветра», которая напоминает наполненный парус. Её поверхность вручную расписана яркими узорами, вдохновлёнными африканскими тканями анкара, которые автор использует как символ африканской идентичности и её колониального прошлого.

Ветер для Шонибаре — символ движения и миграции и движения. Отправляясь в путь, люди берут с собой не только вещи, но и привычки, мировоззрение и культуру, которые со временем меняются и влияют окружение и среду.
Величественную «Надэс» испанского скульптора Жауме Пленсы установили на пересечении проспектов Аль-Фараби и Назарбаева. 12-метровый портрет девушки с традиционными казахскими косами практически сразу же попал в мемы из-за закрытых глаз — в социальных сетях шутят, что она устала от пробок на перекрёстке. Многим алматинцам скульптура полюбилась тем, что напоминает о том, как важно порой остановиться и подарить себе момент тишины посреди шумного города.
Самой большой работой, разместившейся под крышей музея, является «Перекрёсток» американца Ричарда Серры — последнее произведение одного из самых знаменитых скульпторов современности, который ушёл из жизни в прошлом году. Тотальная инсталляция из изогнутых стальных листов с эффектом ржавчины общим весом 155 тонн напоминает фрагмент лабиринта, по которому зрителям предлагают побродить.

Взаимодействие с объектом — ключ к пониманию творчества Серры. Главной темой скульптора всегда было движение. Инсталляция не только выражает его своей динамичной формой, но и создаёт — с помощью тех, кто оказывается внутри.
Своё монументальное полотно «Когда эти сочинения сгорят, они, наконец, дадут немного света» немецкий художник Ансельм Кифер впервые представил на выставке в Палаццо Дукале во время Венецианской биеннале в 2022 году. Там же его увидел и купил Нурлан Смагулов. 

Название для работы Кифер позаимствовал у венецианского философа Андреа Эмо вместе с идеей о том, что разрушение — это не конец, а новое начало.
Выступающие из полотна сожжённые книги вызывают прямые ассоциации с антиутопией Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Сам художник рассматривает их как носителей памяти, которые объясняют природу войн и несут человечеству предупреждение: история обречена на повторение.

Кифер не просто создаёт ощущение неминуемой катастрофы — он буквально разворачивает её перед зрителями. И только взгляд на изображённый апокалипсис из относительно мирного настоящего рождает надежду на то, что человечество способно остановиться и выбрать путь созидания, а не разрушения.
Видеоарт как направление совриска в музейной коллекции представлен инсталляцией «Станции» (18+) американского художника, одного из пионеров медиаискусства Билла Виолы (1951-2024). Знакомство с работой, которая состоит из пяти экранов с видеопроекциями и пяти чёрных гранитных плит, проходит в абсолютно тёмной комнате.
«Станции» — это размышление о странствиях душ, которое перекликается с поэзией суфийского мистика XIII века Джалаладдина Руми. Виола буквально воплощает на экранах мысль поэта: «Не печалься. Всё, что ты теряешь, приходит обратно в другой форме». Зрители наблюдают за медитативным движением обнажённых человеческих тел в воде, которая символизирует промежуточное пространство между жизнью и смертью.

Связь телесного и духовного помогают визуализировать гранитные плиты, в которых отражаются видеопроекции. Они зациклены, что, в свою очередь, раскрывает в инсталляции тему перерождения. Каждый раз, когда тела погружаются в воду, в пространстве раздаётся всплеск, который неизменно выводит зрителей из состояния тихого созерцания за бренным циклом человеческой жизни.
Знакомство с зарубежной частью музейной коллекции завершается комнатой, в которой находится зеркальная инсталляция «Любовь зовёт» экстравагантной японской художницы Яёи Кусамы, самой популярной и дорогой из ныне живущих. Мир наградил её титулом «королевы горошин» из-за фирменного узора в разноцветный или однотонный горошек. Появился он ещё в детстве — с 10 лет Кусаму мучили галлюцинации и навязчивые мысли, которые сопровождались вспышками света и точками. По совету психиатра, чтобы избавиться от них, она начала рисовать то, что видела.
Желание стать художницей привело её в США, где сюрреалистичное творчество Яёи Кусамы вызвало живой интерес. От живописи она переходит к скульптурам и инсталляциям, в которых находят воплощение её внутренние страхи, навязчивые состояния. 

Когда малых форм стало недостаточно, художница начала работать с пространством и границами. Так на свет появились «бесконечные миры» — иммерсивные зеркальные комнаты в горошек и другие фирменные элементы: тыквы, щупальца. Представленная в AMA инсталляция «Любовь зовёт» (2013) одна из них. От других «миров» Кусамы её отличает присутствие звукового сопровождения — посетители комнаты слышат голос художницы, читающей собственное стихотворение на японском языке.
Стоимость билетов и
график работы
АМА позиционирует себя как открытый и доступный для всех музей. Это отражается на ценовой политике: стандартный билет стоит 2 000 тенге (3,6 доллара США или 45 тысяч сумов), льготный (для школьников, студентов, пенсионеров и многодетных семей / при предъявлении подтверждающих документов) — 500 тенге (меньше 1 доллара США или 11 тысяч сумов). Для детей до 7 лет вход бесплатный.  

Билеты можно приобрести на официальном сайте Almaty Museum of Arts.  

Музей открыт шесть дней в неделю: со вторника по воскресенье. Часы работы: с 11:00 до 20:00. В праздничные дни график может меняться.

Текст подготовила Виктория Абдурахимова.

В материале использованы фото автора, снимки, предоставленные пресс-службой AMA и из открытых источников.

Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию Gazeta. С условиями использования материалов, размещённых на сайте интернет-издания Gazeta, можно ознакомиться по ссылке.



Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz

Made on
Tilda