Фото: Евгений Сорочин / Gazeta
Музыка махаллей
Прогулка по Ахангаранскому району с рэпером Шакой
«Газета» совместно с Yandex Music продолжает проект «Музыка махаллей». Героем нового выпуска стал рэпер Шака. Мы прогулялись по его родному посёлку Нурабад в Ахангаранском районе и поговорили об узбекском рэпе, ругательствах в текстах и о том, как свадьбы влияют на музыкальную индустрию.
«Газета» совместно с Yandex Music продолжает проект «Музыка махаллей». Героем нового выпуска стал рэпер Шака. Мы прогулялись по его родному посёлку Нурабад в Ахангаранском районе и поговорили об узбекском рэпе, ругательствах в текстах и музыке на свадьбах.
Ещё 10–15 лет назад при упоминании узбекского рэпа первыми на ум приходили Radius 21, Шохрух и Шахриёр. В последние годы жанр переживает стремительный подъём, всё больше музыкантов заявляют о себе. Среди артистов нового поколения, прочно обосновавшихся на сцене, — Konsta, Asl Wayne, Shokir, Massa, Minor и Java. Входит в этот круг и Шахриёр Каршиев, известный как Шака (SHAKA). Слушатели заметили и оценили треки «Кана», «Ижтимоий тармоқлар» («Социальные сети»), «Май», в которых он поднимает острые актуальные темы.
Жизнь рэпера делится на два города: Янгиюль, где постоянно живёт, и Ташкент, где работает. Выпуск мы решили сделать в посёлке Нурабад, который находится в Ташкентской области. Там прошло детство и юность музыканта.
Творчество, «задушенное с рождения»
Мы встретились с Шакой возле кольца «Рохат» в Яшнабадском районе. До Нурабада, который находится между Ангреном и Ахангараном, добирались на такси. Время в дороге провели за разговором о том, как в его жизни появилась музыка.
«На самом деле моё настоящее имя — Шахриёр, но многие об этом не знают. В индийском фильме “Цветок и камень”, популярном в советское время, героя зовут Шака. Один из моих родственников посмотрел его и начал так меня называть, остальные поддержали. Я тогда был маленьким. До сих пор все зовут меня Шака. Даже я сам — взял себе такой псевдоним», — начинает свою историю рэпер.
Шахриёр родился в семье врачей. С ранних лет интересовался музыкой. После третьего класса поступил в Республиканскую школу-интернат музыкальных воспитанников имени генерала Петрова. В то время это учреждение специализировалось на подготовке музыкантов для духовых оркестров, а сейчас оно преобразовано в военно-музыкальный академический лицей Национальной гвардии. Шака проучился там месяц. Вспоминает, что не смог привыкнуть к строгому распорядку дня и дисциплине — 10-летнему мальчику атмосфера в интернате показалась тяжёлой, и он вернулся в обычную школу.
«Некоторое время я занимался в кружке фортепиано, а в шестом классе научился записывать аудио в программе FL Studio — софте для работы со звуком и музыкой. Академического музыкального образования у меня нет — даже мысли о том, чтобы получить его, не возникало. Не думаю, что для рэпа это имеет значение. Ни у одного из популярных сейчас узбекских рэперов нет музыкального образования. Я не говорю, что оно совсем не нужно, но я никогда не слышал, чтобы где-то специально обучали рэпу или существовало отдельное направление в этой сфере», — говорит Шака.
В год, когда Шака оканчивал школу, её преобразовали в профессиональный колледж энергетики и экономики, и он решил продолжить учёбу там.

Творческий по натуре, Шахриёр участвовал в конкурсах в составе команды КВН колледжа. Перед очередным конкурсом ему поручили написать две песни — одну в позитивном, другую в негативном ключе — и исполнить их на сцене. Поскольку петь нужно было под фонограмму, он передал записи по Bluetooth своему другу. От него «негативная» песня разошлась сначала по колледжу, а затем по махалле и всему Ахангарану.
«В той песне не было грубых слов, оскорблений в чей-то адрес — только мысли о трудностях студенческой жизни, которые могли показаться кому-то немного резкими, а также упоминался “испорченный дом” в махалле, где происходили разные нехорошие дела. Мы не ожидали, что песню воспримут настолько серьёзно. Некоторые и вовсе подняли панику, сделали из мухи слона. Это привело к тому, что руководство колледжа начало оказывать на меня давление, со мной даже проводили отдельные “уроки духовности”. Ходили даже слухи, что я “попал в тюрьму” (смеётся). Прошло время, и один человек, работавший в районном хокимияте, сказал: “Хорошо, что ты тогда спел ту песню. Благодаря тебе произошли хорошие изменения, даже в том самом “испорченном доме” навели порядок”», — вспоминает Шака.
История с песней произошла в 2008 году. На тот момент в местной администрации чиновника, готового хотя бы на словах поддержать талантливого парня, не нашлось. Оказавшись под давлением из-за первой же песни, Шака испугался. Он продолжал писать тексты, но никому их не показывал.
После колледжа Каршиев решил продолжить образование за рубежом и подал документы в университеты Сингапура и Малайзии по направлению «Бизнес-менеджмент». Принять студента были готовы оба вуза, на грантовой основе — только малазийский. Учиться там не пришлось — учебный год не успел начаться, как университет неожиданно закрылся.

«Эта ситуация сильно на меня повлияла, потому что я поехал туда с большими мечтами и целями. Через неделю уехал к брату, который жил в Дубае. Там с 2013 по 2022 год работал в разных сферах, но не переставал писать песни, даже начал постепенно их публиковать.

Вернуться на Родину я решил по ряду причин. Не смог привыкнуть к климату Дубая, устал от своего однообразного распорядка дня. В целом, там я никто, а в Узбекистане у меня есть поклонники, имя. Сейчас я, в основном, работаю в Ташкенте, в проектах, связанных с лёгкой промышленностью и строительством», — рассказывает Шахриёр.
Шака признаётся, что вернуться к творчеству, «задушенному с рождения», ему помогла атмосфера свободы, появившаяся в Узбекистане после 2016 года. Именно тогда, по его словам, страх, живший в нём с 2008-го, начал постепенно уходить.

«В конце 2016 года в Instagram и YouTube начали появляться смелые, критические выступления узбекистанцев. Позже, когда я слушал песни San Jay, у меня тоже появилось желание делиться своей музыкой. Можно сказать, что именно его творчество в каком-то смысле вдохновило и придало мне силы. В 2018 году я выложил в Интернет песню “Зулуклар”. Она очень быстро распространилась в сети, люди приняли её с интересом, и это придало мне ещё больше решимости и сил».
Между ТЭС и тугаями
Через полтора часа мы добрались до посёлка Нурабад, расположенного рядом с теплоэлектростанцией «Новый Ангрен». Эта ТЭС известна тем, что выбрасывает в атмосферу загрязняющие вещества и представляет серьёзную угрозу экологии. В 2024 году Шака вместе с экоактивисткой Мутабар Хушвахтовой (Ўрикгули) снял видео об этой станции, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме.
В Нурабад, где родился и вырос, рэпер приезжает раз в месяц.

«В том многоэтажном доме у дороги, на третьем этаже, мы жили до моих 20 лет, потом переехали в Янгиюль. Сейчас здесь живёт тётя с семьёй. 

Этот посёлок — отправная точка моего пути в музыке. В 2008 году у меня появился первый компьютер и возможность записывать первые песни, которой я пользовался вместе с другом Рамилем.
В 2000-х один мой родственник привёз кассету с песнями Эминема и сказал, что это самый известный рэпер в мире. Тогда я был мальчишкой 11-12 лет и не понимал, о чём он поёт, но слушал, потому что мне нравилась музыка. Со временем стал преданным его фанатом. Исписал нашими именами и фразами на английском весь подъезд в нашем доме. Соседи всё сохранили. Каждый раз, когда дом ремонтируют, к надписям не прикасаются — говорят: “Это память о тебе” (смеётся)».
Пока мы гуляли по Нурабаду, Шака отметил, что в посёлке произошли большие изменения. По мнению рэпера, его родной посёлок стал более благоустроенным. Однако видно, что большинство многоэтажных домов и улиц нуждаются в ремонте.

«Строительство посёлка пришлось на распад Советского Союза, поэтому здесь до сих пор можно увидеть здания, которые так и не достроили. Раньше их было больше, посёлок из-за этого выглядел мрачнее, но за прошедшие годы многие объекты отремонтировали либо довели до ума.

При планировке Нурабада проектировщики учли интересы пешеходов, поэтому здесь приятно гулять. Это тихое и компактное место, где большинство жителей знают друг друга. Многие работают на предприятиях, расположенных неподалёку.
Одна часть посёлка находится рядом с ТЭС, другая — у подножия гор, над тугаем. В этой стороне больше зелени, спокойнее, воздух чище. Думаю, здесь можно развивать экотуризм. В советское время здесь даже построили здание, похожее на санаторий, но позже его снесли. Возможно, стоит вернуться к этой идее и создать современные места для отдыха.

Хотя сейчас я живу в другом месте, мне хочется, чтобы Нурабад, где я родился и провёл детство, развивался, становился современнее, чтобы здесь росло благосостояние людей и увеличивалось число образованных жителей. Он этого заслуживает».
Поэт, сосредоточенный на себе
По определению Шаки, рэпер — это современный поэт, сосредоточенный на себе. Он поёт о своём окружении и внутреннем мире. А рэп давно уже больше, чем жанр — он представляет собой целую культуру. 

«Слушая таких королей рэпа, как Эминем и Lil Wayne, я выучил английский язык и стал тем, кто я есть сейчас.
Мне кажется, и сейчас многие плохо понимают, что такое рэп. У нас относятся к нему поверхностно — думаю, что и некоторые рэперы тоже. Люди могут с интересом смотреть на внешний вид рэперов или на атмосферу в их клипах, но при этом не слушают тексты, не стараются понять, о чём они. Это большое упущение.
Независимо от того, на каком языке читают рэп, необходимо понимать его смысл. Исполнитель может петь о своих личных проблемах, общественной проблеме или пороке. Хотелось бы, чтобы увлечение образом рэпера или его приятным голосом было делом второстепенным».
Шака подчёркивает, что в рэпе всегда должны быть нравственные границы, но в то же время исполнитель обязан ломать шаблоны.

«В песнях американских рэперов бранные слова — обычное явление. Впрочем, это встречается и в других жанрах. Но, на мой взгляд, важно знать меру. Знаете, когда рэпер пишет трек, он должен немного выходить за рамки шаблонов. Грубо выражаться, кого-то оскорблять или обрушиваться на людей с руганью, конечно, не стоит — после такого совсем несложно потерять часть слушателей. Иногда слышу упрёки от соседей, родственников за то, что выругался в песне. Однако в песне должна чувствоваться реальность, настоящая жизнь.
Как бы я ни старался сдерживать себя в жизни, в некоторых ситуациях всё равно срываюсь и ругаюсь. Поэтому и в своих песнях иногда использую крепкие выражения. Я не хочу притворяться и писать только “правильные” треки. Можно обмануть других, но нельзя обмануть себя. Хочу быть в творчестве таким, какой я есть в жизни.
В одной из моих песен есть фраза: “Шака акага келтирма шак” (“Не порождай сомнений в Шаке”). Слово “шак” означает “сомнение”, “подозрение”. Но в соцсетях некоторые люди придали этому религиозный оттенок и начали хейтить. Думаю, они перепутали его со словом “ширк” (“многобожие”). На самом деле я далёк от религиозных тем, потому что вера — это личный выбор каждого человека, и никто не имеет права в это вмешиваться.
Пишу тексты хаотично. Иногда сначала появляются слова, иногда — музыка, но чаще всего всё начинается с текста. Случалось, что я использовал строки из стихов Омара Хайяма или Абдуллы Орипова.

Раньше тексты я писал сам. С недавнего времени работаю со своим племянником Джавахиром, который сейчас сотрудничает с Жахонгиром Отажоновым».
Музыка не для свадеб
Говоря о развитии рэпа, Шака отмечает, что этот жанр способен развиваться самостоятельно — без опоры на поп-музыку или джаз. По его словам, сегодня рэп находится на пике популярности во всём мире, и в Узбекистане интерес к нему также стремительно растёт.

«В начале 2000-х годов в Узбекистане наблюдался музыкальный подъём. Это было время хитов. С 2010-х начался постепенный спад, и вместе с ним рэп как жанр тоже в каком-то смысле исчез. Некоторое время интерес поддерживала группа Ummon, но, кроме них, я не могу вспомнить кого-то, кто действительно делал что-то отличное.
Раньше рэп в стране полностью зависел от телевидения, радио и концертов. Известным можно было стать с помощью продюсерской компании Tarona Records — она сыграла важную роль в развитии узбекской эстрады, хотя со временем фактически превратилась в монополиста.

Не ошибусь, если скажу, что после 2016 года в узбекском рэпе произошла революция. Пришло новое поколение, которое поёт не только о любви, но и о проблемах в обществе. На это сильно повлияли социальные сети. С их распространением музыканты перестали зависеть от настроения телевидения или отдельных компаний.
Однако я не могу сказать, что рэп в Узбекистане достиг высокого уровня. Он всё ещё развивается, и для его роста есть большие возможности. Важно, чтобы рэп превратился в полноценную индустрию, а система монетизации — укрепилась.

Сейчас у нас исполнители большинства жанров, кроме рэпа, зарабатывают, в основном, на свадьбах. Из-за этого клипы, музыка стали однообразными — всё создаётся исключительно для торжеств. Песен, которые действительно стоит послушать, можно пересчитать по пальцам.
Если бы авторское право действительно работало, деятельность пиратских каналов в интернете была бы ограничена, а слушатели начали бы оплачивать музыку. Тогда артисты смогли бы зарабатывать именно на авторском праве — и, думаю, многие перестали бы писать песни для свадеб.

В этом направлении есть куда расти, но и положительные изменения за последние 5-6 лет появились. Знаю исполнителей, которые получают доход через Yandex Music. Хотелось бы, чтобы таких примеров становилось больше, а число слушателей и лейблов, поддерживающих узбекских артистов на Spotify, Apple Music и других платформах, продолжало расти».
Шака рекомендует гулять
Шака рекомендует послушать

Текст: Миролим Исажонов.

Перевод: Виктория Абдурахимова.

Автор фотографий: Евгений Сорочин.


Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию Gazeta. С условиями использования материалов, размещённых на сайте интернет-издания Gazeta, можно ознакомиться по ссылке.


Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz

Made on
Tilda