Концепцию Центра современного искусства Ташкента представили в Париже
С 22 по 26 октября в Париже прошла международная ярмарка Art Basel. Она собрала ведущие галереи мира, известных художников, кураторов и коллекционеров. Узбекистан с концепцией Центра современного искусства участвовал в мероприятии впервые.
С 22 по 26 октября в Париже прошла международная ярмарка Art Basel. Она собрала ведущие галереи мира, известных художников, кураторов и коллекционеров. Узбекистан с концепцией Центра современного искусства участвовал в мероприятии впервые.
Что такое Art Basel?

Art Basel — одна из самых престижных ярмарок современного искусства в мире. Впервые она состоялась в 1970 году в швейцарском городе Базель. Со временем география проекта расширилась: с 2002 года ярмарка проходит в Майами, а с 2013-го — в Гонконге. В 2022 году к глобальной карте проекта присоединился Париж.

На выставке галереи и художники представляют свои работы для продажи, музеи и коллекционеры пополняют свои собрания, а искусствоведы и профессионалы отрасли знакомятся с новыми именами.

В этом году парижская ярмарка собрала более 200 галерей, сотни художественных институций и участников из более чем 40 стран. Среди них — Центр современного искусства Ташкента, представленный Фондом развития культуры и искусства Узбекистана.

Что представил Узбекистан на Art Basel?

Участие Узбекистана на ярмарке стало для страны дебютным. Впервые на международной арене был представлен макет Центра современного искусства Ташкента (ЦСИ), созданный по инициативе Фонда развития культуры и искусства. Над архитектурной концепцией работало французское бюро Studio KO. Макет из бронзы и латуни изготовила итальянская творческая мастерская AtelierMisto, в частности глава компании Мица Муччарелли


Центр современного искусства располагается в историческом здании на улице Амира Темура в Ташкенте. Построенное в 1912 году как первая дизельная электростанция города, обеспечивавшая энергией трамвайную сеть всей столицы, сегодня переживает второе рождение. Проект его реконструкции был представлен в 2019 году, а реставрационные работы начались в 2021-м. Открытие Центра запланировано на март 2026 года.

Согласно концепции, старая электростанция превратится в современное культурное пространство. В нём разместятся большой выставочный павильон, лекционный зал, зона для воркшопов, книжный магазин, библиотека, открытый кинотеатр и офисы для сотрудников центра. При необходимости киноплощадка сможет трансформироваться в сцену.

Директор ЦСИ Отабек Абдувоситов отметил, что участие с этим проектом в Art Basel Paris даёт возможность показать новые грани и потенциал современного искусства Узбекистана на международной сцене.

«Центр — один из крупнейших и важнейших проектов Узбекистана в сфере современного искусства. Здесь мы представили не только само здание и его архитектуру, но и программное содержание — выставки, публичные мероприятия и резиденции. Этот проект создаёт возможности для молодёжи изучать современное искусство, вдохновляться и обмениваться опытом. В Art Basel участвует множество известных галерей, и для нас было особенно важно представить новую культурную инициативу Узбекистана именно на такой международной площадке, — сказал он.

Макет установлен на вращающейся платформе. Мица Муччарелли отметила, что как автор проекта она, как правило, сама предлагает материалы, с которыми ей хотелось бы работать.

«Партнёры всегда прислушиваются к моим предложениям. Этот макет выполнен из бронзы по древней технике lost wax — “утраченного воска”. Мы специально обработали его поверхность, чтобы передать действие времени. Так мы хотели подчеркнуть историческую ценность здания, построенного в 1912 году. В отличие от внешнего облика здания, внутренняя часть макета сделана из полиэстера, что символизирует новое искусство, которое появится внутри центра. Думаю, эта работа действительно может стать живым отражением проекта, который будет реализован в Ташкенте», — рассказала автор макета.

По словам представителей французского архитектурного бюро Studio KO, которое работало над архитектурной концепцией центра, основная идея проекта — показать диалог между исторической средой и новым зданием, которое возводится в этом пространстве.


«В основу проекта мы положили два исторических здания, построенных из „николаевского кирпича“ — бесценной части архитектурного наследия Узбекистана. Мы решили начать работу с бережной реставрации именно этих кирпичей. Затем, с помощью абстрактных форм, стремились придать пространству современное звучание. В соответствии с масштабной и содержательной программой ЦСИ новый комплекс объединяет галереи, офисы, библиотеку, ресторан и другие пространства», — отметили архитекторы.

При строительстве использовался бетон, изготовленный из узбекского цемента и минеральных добавок, добавили специалисты. Этот подход, по их словам, воплощает идею о том, каким может быть «современный узбекский материал и структура».

«С учётом климата Ташкента вместо алюминия применены нержавеющие стальные профили. В новом здании также сохранён витраж от старой дизельной станции, что придаёт интерьеру поэтичную и вдохновляющую атмосферу», — рассказали сотрудники бюро.

Архитектор Studio KO Олив Марти, спроектировавший Центр современного искусства, сообщил, что строительные работы на объекте близятся к завершению. По его словам, здание не было полностью перестроено — его часть удалось сохранить.
«Сначала мы определили, какие части здания представляют наибольший интерес. Это — дизельная станция и расположенное рядом здание. Снаружи они кажутся скромными, но внутри поражают своей мощной, внушающей уважение конструкцией. Остальные небольшие постройки не представляли особой ценности, поэтому их пришлось снести. Но мы сохранили кирпичи и бетонные элементы», — рассказал Олив Марти.
Он добавил, что на этих материалах впервые в Узбекистане применили «очень деликатный метод очистки и реставрации».

«После этого углубили фундамент и добавили новые бетонные конструкции. В результате здание наполовину состоит из оригинальных частей, а наполовину — из новых бетонных элементов. Они разной высоты и формы, выходят за пределы основного объёма снизу и сверху, но при этом образуют единое, гармоничное целое. В завершённом виде строение сочетает фактуры необработанного бетона и кирпича», — рассказал он.
Дебютная выставка Центра современного искусства

По словам художественного директора и главного куратора Центра современного искусства Сары Резан, первая выставка ЦСИ будет называться «Мудрость». Она призвана осмыслить в современном ключе идею «мудрости», воплощённую в архитектуре. Экспозиция затронет темы материальной культуры и высших уровней сознания.

В частности, в ЦСИ будут представлены работы ряда международных художников — тунисско-украинской художницы Надии Кааби-Линке (Берлин), палестинского художника Тарека Кисвансона (Париж), Али Шери, Ким Сужи и других. Также в проекте примут участие художники из Узбекистана, включая мастеров из Каракалпакстана.

«Наша главная цель — сделать Центр современного искусства открытым и доступным культурным пространством, передаваемым из поколения в поколение и интересным людям любого возраста, — сказала Сара Резе. — На сегодняшний день около 65% населения Узбекистана моложе 30 лет. По этой причине наши программы направлены прежде всего на то, чтобы вдохновлять молодёжь, побуждать её к творческому поиску, расширять кругозор и мышление.

Такой путь, по мнению куратора, может сподвигнуть молодых людей к работе в сфере искусства.


«Газета» опросила посетителей ярмарки об их впечатлениях о проекте Узбекистана.


«Я поняла, что это действительно очень хороший проект — старую часть здания превращают в современную студию, — отметила директор современного арт-центра Le Creux de l’Enfer Софи Оже-Грапен. — Я также узнала, что внутри будут проходить семинары и работать специальные мастерские для художников. По-моему, это замечательная инициатива. Здание выглядит удобным для создания и показа произведений современного искусства. Там есть просторные площадки, где можно проводить крупные мероприятия и размещать масштабные инсталляции. Макет мне очень понравился: отдельно показанная крыша позволила заглянуть внутрь и лучше представить, как будет выглядеть новое здание».

Искусствовед из Алжира Фатих Амир отметила, что ей всегда было интересно творчество архитекторов Studio KO.


«Я видела их музей в Марокко, а также небольшой музей моды и костюма, недавно построенный на юге Франции — оба проекта произвели сильное впечатление. Но о проекте в Узбекистане раньше не слышала... Мне захотелось побывать на открытии центра».

Автор текста и фотографий: Шохрух Хайдаров.


Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию Gazeta. С условиями использования материалов, размещённых на сайте интернет-издания Gazeta, можно ознакомиться по ссылке.



Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz

Made on
Tilda